Национальное объединение таможенных представителей

Вопросы и ответы

В области влияния института СРО на соблюдение таможенного законодательства и выполнения ФТС России поставленных задач

ОПОРА РОССИИ: Исходя из приоритетности задач, поставленных Правительством РФ таможенной службе (и в первую очередь пополнение бюджета страны) кто и в каких пропорциях будет гарантировать исполнение этих показателей.

В рамках предложенного в Концепции саморегулирования будет осуществляться контроль деятельности СРО и ее членов по соблюдению таможенного законодательства и ответственности членов СРО за его несоблюдение через следующие механизмы.

Стандарты и правила саморегулируемой организации таможенных представителей должны будут включать требования безусловного выполнения положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства о таможенном деле в РФ (п. 1 Дополнений к Концепции).

Контроль за осуществление членами саморегулируемой организации таможенных представителей деятельности ее членов в качестве таможенных представителей осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок (п. 2 Дополнений к Концепции).

В качестве мер дисциплинарного воздействия СРО может применить к своему члену: вынести предписание, предупреждение, наложить штраф, приостановить членство, исключить из СРО (п.3 Дополнений к Концепции).

В случае если СРО злостно не соблюдает эти требования по контролю за соблюдением своими членами таможенного законодательства, ФТС согласно требованию (п. 4 Дополнений к Концепции) будет иметь право подать иск в арбитраж об исключении этой СРО из реестра СРО таможенных представителей.

Из всего приведенного можно сделать вывод, что в предложенном законопроекте не только предусмотрены нормы, которые обяжут СРО контролировать своих членов на предмет соблюдения ими таможенного законодательства, но и предусмотрено самое суровое наказание всего данного профессионального сообщества за неисполнение этих обязательств – отлучение от бизнеса всего СРО. Нам видится, что эта норма будет мощным стимулом для всех членов СРО осуществлять контроль своих коллег и самоконтроль за соблюдением таможенным правил.

ОПОРА РОССИИ: Возможно ли в нынешних условиях вести речь о том, что таможенная служба максимально сконцентрирует свои усилия на организации контроля, в то время как вопросы оформления будут в основном сосредоточены в руках таможенных представителей?

При реализации идеи саморегулирования таможенных представителей ФТС сохранит в свих руках функцию таможенного контроля в полном объеме и добавит к этому функцию контроля деятельности СРО. Контроль деятельности таможенных представителей будет осуществляться силами СРО на принципах взаимной ответственности всех членов СРО за действия друг друга.

РСПП: В раздел 1. Проекта Концепции «Внесение изменений в Федеральный закон № 311-ФЗ» включить положение, предусматривающее необходимость внесения изменений также в Таможенный кодекс ТС.

Предлагается внести минимальные необходимые поправки в ТК ТС, которые должны быть направлены на то, чтобы условия осуществления деятельности таможенных представителей определялись национальным законодательством (т.е., каждое государство, входящее в ТС, само решает, каким образом лица допускаются к осуществлению такой деятельности). При этом функции таможенных представителей и их ответственность при осуществлении таможенных операций не затрагиваются. Таким образом, само таможенное дело остается унифицированным. Меняется лишь подход к доступу на рынок.

В области механизма гарантий по уплате таможенных платежей и возмещению ущерба

ФТС: … положениями Концепции определена субсидиарная ответственность саморегулируемой организации перед таможенными органами, что противоречит нормам действующего законодательства.

Нормами ТК ТС предусмотрено обеспечение уплаты таможенных платежей таможенных представителей в форме банковской гарантии или договора поручительства п. 3) ст. 13 и п 1 ст. 86 ТК ТС. Данные формы обеспечения уплаты таможенных платежей по своей сути и по форме их использования, направления требования об оплате банку, выдавшему гарантию или поручителю в случае не исполнения этого требования таможенным представителем,  и являются субсидиарными формами ответственности банка и поручителя перед таможенными органами за таможенного представителя.

ТПП РФ: Разделение рисков причинения вреда и выплат из компенсационного фонда и из средств страхования противоречит концепции саморегулирования отраженной в законе «О саморегулируемых организациях.

В п.8 Дополнений к Концепции  четко определяется порядок и способ имущественной ответственности членов саморегулируемой организации таможенных представителей перед потребителями оказываемых услуг и таможенными органами. Потребители услуг могут получить компенсацию своих убытков в пределах 20 миллионов рублей по договору страхования гражданской ответственности таможенного представителя. Сверх этой суммы их средств самого представителя или из компенсационного фонда СРО. Таможенные органы в случае уклонения таможенного представителя от уплаты таможенных платежей получают их в полном объеме из компенсационного фонда СРО.

ТПП РФ: Саморегулируемая организация будет вправе выдавать поручительство за ее членов На это введен прямой запрет пунктом 2 части 3 статьи 14 закона «О саморегулируемых организаций»

Пункт 2 ст. 14 Закона «О саморегулируемых организациях» говорит, что «Саморегулируемая организация не вправе осуществлять следующие действия и совершать следующие сделки, если иное не предусмотрено федеральными законами: … 2) выдавать поручительства за иных лиц, за исключением своих работников;». Таким образом упоминание в предложном Законопроекте поручительства по уплате таможенных платежей СРО за своих членов перед ФТС не будит противоречить нормам базового закона о саморегулировании.

РСПП: Изложить более подробно принцип солидарной ответственности членов СРО перед таможенными органами / привести пример расчета максимальной суммы обеспечения полного взыскания таможенных платежей, пеней на примере одного и нескольких таможенных представителей перед таможенными органами (в сравнении с размером максимальной задолженности включенного в реестр таможенного(ных) представителя(лей) на примере 2010 и (или) 2011 гг. (если такие данные имеются).

Предполагается, что Законопроект по схеме ведения учета юридических лиц – таможенных представителей будет соответствовать аналогичным требованиям п. 1), 2), 3) ст. 13 ТК ТС по соблюдению условий включения юридических лиц в реестр таможенных представителей, которые определяют ответственность таможенного представителя перед таможенными органами по уплате таможенных платежей.

Изменяется размер финансового обеспечения и сам принцип допуска таможенного представителя к деятельности: вместо разрешительного по сути порядка допуска со стороны ФТС – саморегулирование.

Предполагается, что порядок и способ имущественной ответственности членов саморегулируемой организации таможенных представителей перед потребителями оказываемых услуг и таможенными органами будет следующий. Потребители услуг могут получить компенсацию своих убытков в пределах 20 миллионов рублей по договору страхования гражданской ответственности таможенного представителя. Сверх этой суммы их средств самого представителя или из компенсационного фонда СРО. Таможенные органы в случае уклонения таможенного представителя от уплаты таможенных платежей получают их в полном объеме из компенсационного фонда СРО.

Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации таможенных представителей. Общий размер компенсационного фонда должен составлять сумму не менее чем один миллион 500 тысяч рублей в отношении каждого члена.

В рамках саморегулирования гарантом выполнения обязательств по уплате таможенных платежей выступает уже не отдельная коммерческая компания, а некое профессиональное бизнес-сообщество, которое отвечает по этим обязательствам своими вкладами в компенсационный фонд. По данным ФТС России максимальная взысканная задолженность в 2010 г. составила – 50 000 000 руб. Минимальный объем поручительства только одного! СРО составит 738 500 000 руб. что на порядок превышает существующую практику по всей стране.

В области порядка учета деятельности таможенных представителей и обязательности членства в СРО

РСПП: Акцентировать внимание на параллельном существовании института саморегулирования таможенных представителей (добровольная форма СРО).

В случае параллельного существования институтов получится усложнение контроля за деятельностью СРО таможенных представителей, так как участники «добровольного СРО» видимо будут включаться в другой Реестр, который,  скорее всего, будет  вестись уполномоченным государственным органом (т.е. действующий сегодня порядок). В результате получится две технологии взаимодействия СРО — государство, два порядка различных контроля за деятельностью СРО, а применительно к таможенным представителям получим большой спектр разнообразных процедур. Это одномоментное приведет к полной неразберихе на рынке услуг. Невозможно одних таможенных представителей включать в Реестр и исключать из него по совершенно разным правилам в Реестры разных организаций и т.п.

ФТС: Изменения порядка ведения реестра таможенных представителей на национальном уровне, предлагаемые авторами Концепции, не соответствуют принципам создания Таможенного союза.

Принцип создания Таможенного союза – это одинаковый торговый режим в отношении торговли с третьими странами (одни и те же ставки пошлин, одни и те же сроки уплаты таможенных платежей, одни и те же таможенные процедуры и таможенные льготы, одинаковая разрешительная система допуска товаров на рынок таможенного союза. А вот какими силами это достигается, и на каких условиях работают посредники – это не является ПРИНЦИПОМ создания Таможенного союза. Пример ЕС свидетельствует о том, что различные правила регулирования деятельности таможенных брокеров (агентов посредников) в странах входящих в ЕС, не препятствуют существования общего рынка, одним из элементов которого является Таможенный союз.

Так же в этой части предлагается внести минимальные необходимые поправки в ТК ТС, которые должны быть направлены на то, чтобы условия осуществления деятельности таможенных представителей определялись национальным законодательством (т.е., каждое государство, входящее в ТС, само решает, каким образом лица допускаются к осуществлению такой деятельности). При этом функции таможенных представителей и их ответственность при осуществлении таможенных операций не затрагиваются. Таким образом, само таможенное дело остается унифицированным. Меняется лишь подход к доступу на рынок.

Фактически уже в действующей редакции ТК ТС порядок ведения реестра таможенных представителей отнесен к компетенции национального законодательства: «Порядок включения в реестр таможенных представителей и исключения из этого реестра определяется законодательством государств – членов таможенного союза», ст. 12 ТК ТС. Предлагаемые Концепцией изменения в ТК ТС не затрагивают базовый принцип автономности национального законодательства по вопросу порядка ведения реестра таможенных представителей уже заложенный в ТК ТС.

ФТС: Идеология, изложенная в Концепции, подразумевает, что условием деятельности юридических лиц в сфере таможенной деятельности в качестве таможенных представителей является обязательное членство в СРО, что противоречит положениям Федерального закона от 01.12.2007 № 315- ФЗ «О саморегулируемых организациях», предусматри-вающего членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегули-руемых организациях на добровольной основе.

Пункт 2 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 № 315- ФЗ «О саморегулируемых организациях» говорит о том что: » Федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях». В настоящее время в России есть ряд отраслей, в которых членство в СРО является обязательным условием осуществления той или иной деятельности. Например, услуги по аудиту, арбитражному управлению, выполнение отдельных видов строительных работ, требующих допуск, и т.д. Своим Постановлением от 19.12.2005 № 12-П Конституционный Суд РФ подтвердил право государства вводить такие ограничения.

Обязательность членства в СРО устанавливается государством, как альтернатива лицензирования. Следует отметить, что КС России проверил конституционность п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве. Этот закон установил обязанность арбитражного управляющего быть членом одной из СРО арбитражных управляющих в качестве условия утверждения в должности арбитражного управляющего по решению арбитражного суда. В результате этой проверки КС в своем Постановлении от 19 декабря 2005 г. N 12-П признал это положение не противоречащим Конституции РФ. В указанном Постановлении КС России выразил целый ряд правовых позиций в отношении саморегулирования, которые приведены при рассмотрении соответствующих норм комментируемого Закона.

Здесь же представляется необходимым отметить, что КС России основывался в т.ч. и на выводе, который излагался в Постановлении КС России от 19 мая 1998 г. N 15-П. В котором проверялось конституционность отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате и согласно которому норма, устанавливающая обязательное членство занимающихся частной практикой нотариусов в нотариальной палате в качестве условия занятия этой профессией. В своем решении КС пришел к выводу, что данное требование не затрагивает ни конституционный принцип равенства, ни конституционные права на свободу объединения и свободный выбор рода деятельности и профессии (статьи 19, 30 и 37 Конституции РФ), поскольку государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности.

ФТС: Условия включения юридических лиц в реестр таможенных представителей и основания для их исключения унифицированы для государств – членов Таможенного союза. Представленный к рассмотрению законопроект не содержит мотивированного заключения о необходимости изменения существующего порядка законодательного регулирования и системы контроля деятельности таможенных представителей.

Концепция Законопроекта изменяет принцип допуска таможенного представителя к деятельности: вместо разрешительного по сути порядка допуска со стороны ФТС – саморегулирование. При этом, не изменяется набор основных требований к зачислению юридических лиц в реестре, который буде вести СРО, отраженные в п. 1), 2), 3) ст. 13 ТК ТС. Снижается размер финансового обременения, и изменяются условия для исключения из реестра в целях возможности более объективного принятия данного решения. В Концепции подробно описаны как юридические, так и социально-экономические обоснования данных предложений.

В области экономического эффекта и снижения финансовой нагрузки на таможенных представителей

РСПП: Дополнить раздел 3 проекта Концепции примером, показывающим несоразмерность суммы вносимого обеспечения в размере 1 млн. евро и суммы штрафа (250 тыс. руб. в пересчете на евро), при наличии которого лицо может быть исключено из реестра; акцентировать внимание на наличие формальных оснований для отзывы свидетельства (например, истечение срока действия банковской гарантии), что на практике влечет прекращение деятельности компании, существенные материальные риски, сокращение штата сотрудников).

После вступления в действия поправок в главу 16 Кодекса об Административных нарушениях появляются прецеденты заведения административных дел по фактам принятия таможней классификационных решений – изменение таможней кода товара по ТН ВЭД по сравнению с тем кодом, который был заявлен в декларации. Наиболее распространенными являются решения, в которых таможня применяет один из двух способов в классификации: по назначению товара или по материалу, из которого товар сделан, в противовес другому способу, который применил таможенный представитель. Например, таможенный представитель заявляет спортивные изделия из пластмассы (классификация по назначению), ставка пошлины 15%, весом 15 000 кг, стоимостью 75 000 долларов США. Таможня этот же товар классифицирует просто как изделия из пластмассы (классификация по материалу) со ставкой пошлины 20%. Образуется неуплата таможенных платежей на сумму 132750 рублей. В отношении таможенного представителя возбуждается дело об административном нарушении, выносится штраф в двукратном размере, 265 500 рублей, от неуплаты и его исключают из реестра таможенных представителей. Таким образом, спор о том, можно ли данный товар назвать спортивным, может стать поводом для лишения компании возможности легально заниматься декларантским бизнесом, ее разорению и увольнению его работников.

В отношении влияния внедрения института СРО на снижение уровня коррупции и борьбы с «серыми брокерами»

РСПП: Привести аргументы в пользу незаинтересованности СРО в построении коррупционных схем (в отличии от существующего порядка государственного контроля за таможенными представителями).

Причина построения коррупционных схем в области таможенного администрирования напрямую связана с проблемой взаимоотношения таможенных органов и таможенных представителей. Данная проблема многогранна и насчитывает более двадцати лет своей истории. При этом можно выделить несколько основных моментов:

  1. Зависимость института таможенных представителей от ФТС.
  2. Непрозрачность деятельности ФТС со стороны бизнеса вообще и во взаимоотношениях с таможенными представителями в частности.
  3. Отсутствие реальных механизмов легальной защиты интересов таможенных представителей перед таможенными органами.

Первая проблема решается через механизм передачи ведения реестра таможенных представителей от ФТС к СРО.

Вторую проблему, безусловно, только в рамках саморегулирования решить не представляется возможным. Однако, те механизмы, которые закладываются в данном Проекте, помогу сделать ситуацию менее критичной (п.6 Дополнений к Концепции ):

  • привлечение СРО к обсуждению проектов законов и других нормативных актов в области таможенного дела,
  • привлечение СРО к принятию квалификационных экзаменов,
  • направление в СРО информации об административных нарушениях ее членов, о результатах проверки таможенными органами их деятельности, об отзыве квалификационных аттестатов их специалистов,
  • право таможни инициировать проверку СРО деятельности своего члена, в том числе, и на выполнение стандартов и правил СРО.

Представленная Концепция (п.7 Дополнений к Концепции) предусматривает возможность СРО оспаривать и обжаловать принятые в отношении своих членов решения, вносить от своего имени на рассмотрения государственных органов предложения в интересах своих членов, запрашивать в государственных органах информацию. Все это, по нашему мнению, обеспечит таможенным представителям эффективную защиту от произвола таможенных органов, которую сами таможенные представители смогут преобразовать в эффективную защиту интересов своих клиентов.

РСПП: Привести аргументы, по которым даже в случае увеличения порога для исключения лиц из реестра, проблема «серых» схем не будет решена (например, в силу сложившейся практики работы между «серыми брокерами» и таможенными органами, наличия присутствующего «человеческого фактора» при совершении значительного количества совершаемых таможенных операций в год, несовершенства законодательства об АП в части применения малозначительности АП).

Проблема «серых схем» или «серых брокеров» многогранна и очевидно не имеет простых способов решения. Подтверждением этого является тот факт, что, несмотря на предпринимаемые в последние годы ФТС меры, эта проблема своей актуальности не потеряла. Экономическая основа «серого брокерства» лежит в извлечении сверхнормативной прибыли из недостоверного декларирования на основе использования различных «серых схем», которые становятся возможными только в условиях существования коррупционных связей между «серым брокером» и представителями таможни. Следствием этих связей является выплата из полученной «серым брокером» прибыли достаточно большой коррупционной ренты, которая может доходить до 50% от его прибыли. «Серый брокер», «серая схема» и коррупционная связь образуют между собой замкнутую, взаимосвязанную и взаимообусловленную систему. Разрушить эту систему можно только одновременно, работая по трем направлениям:

  • снижать экономическую эффективность «серых схем»,
  • уменьшать конкурентные преимущества «серых брокеров»,
  • разрушать коррупционные связи между таможней и «серыми брокерами».

В большей или меньшей мере эти задачи можно решить в рамках саморегулирования.

ФТС: Например, авторы Концепции отмечают, что введение саморегулирования в сфере таможенного дела позволит свести на «нет» присутствие на рынке таможенных услуг «серых брокеров», при этом не указываются механизмы, позволяющие прекратить практику по оказанию услуг в сфере таможенного дела организациями, не включенными в реестр таможенных представителей.

Рынок услуги «серых брокеров», условно можно разделить на две части. В первом случае, к таким действиям прибегают вполне легальные таможенные представители, но при этом они не действуют от своего лица. Для этого случая в разработанном Проекте есть прямое указание на то, что «стандарты и правила саморегулируемой организации должны устанавливать запрет на совершение скрытой посреднической деятельности при осуществлении таможенных операций, когда таможенный представитель скрывает свой статус» (п. 5 Дополнений к Концепции ).

Во втором случае, можно говорить об участниках рынка, которые специализируются на оказании только такого рода услуг. Именно о них можно непосредственно говорить как о «серых брокерах». Экономическая основа «серого брокерства» лежит в извлечении сверхнормативной прибыли из недостоверного декларирования. Следствием этого является выплата из полученной прибыли достаточно большой коррупционной ренты, которая доходит до 50% от прибыли. В настоящих время размер коррупционной ренты в себестоимости услуг легального таможенного представителя составляет примерно 20%. В условиях прекращения прямой организационной зависимости от ФТС, появления в рамках саморегулирования механизма защиты интересов таможенного представителя, усиления конкуренции издержек, легальные участники рынка таможенных услуг прекратят выплачивать в таможню коррупционную ренту и тем самым в большей степени смогут конкурировать ценой с «серыми брокерами», что станет экономической основой борьбы с ними.

С другой стороны, те организационные преимущества, о которых мы сказали выше, будут являться дополнительным аргументом в конкуренции с «серыми брокерами», которые тратят свою коррупционную ренту именно на приобретение лояльности таможни и на защиту от ее давления. Помимо этого, появление через саморегулирование легальных механизмов решения своих проблем сформирует в среди профессионального бизнес-сообщества отношение к «серым брокерам», как к неким профессиональным изгоям, которые вынуждены платить за свою некомпетентность. Этим таможенные представители получат в свои руки еще один аргумент, теперь уже моральный, в споре с «серым брокерам».

В области повышения качества работы

ФТС: Авторы Концепции отмечают, что целями создания саморегулируемой организации является повышение качества услуг, оказываемых таможенными представителями, формирование высококонкурен-тного рынка услуг таможенных представителей с одновременным снижением цен на такие услуги и повышением их качества, а также контроль за уклонением таможенными представителями от уплаты таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений во внешней торговле. Вместе с тем положения Концепции всесторонне не раскрывают, каким образом будет достигнута та или иная цель.

Факторами, определяющими повышение качества услуг таможенных представителей будут:

  • соблюдение таможенным представителем правил и стандартов СРО,
  • зависимость деловой репутации любого члена СРО таможенных представителей, от деловой репутации других его членов,
  • распространение передового опыта наиболее успешных таможенных представителей среди остальных членов СРО через отражение этого опыта в правилах и стандартах СРО.

В настоящее время рынок услуг таможенных представителей уже является высоко конкурентным рынком с достаточно большим числом его участников. Подтверждением этого является тот факт, что, несмотря на уменьшение членов реестра таможенных представителей ФТС, с 450 до 380, с рынка реально ушли единицы. Выбывающие из реестра компании продолжают оказывать услуги в формате «серого брокера». Кроме этого, для многих компаний, особенно в регионах, финансовые требования Таможенного Кодекса России 2003 года уже были непосильны. Поэтому реальное число участников этого рынка по всей России можно оценить как более 600 компаний. Принятие предложенного Законопроекта приведет к упрощению в организационном плане выхода на рынок новых таможенных представителей уже в легальном формате. Увеличение числа легальных, находящихся в реестре таможенных представителей усилит конкуренцию на этом рынке.

Каждый таможенный представитель в рамках саморегулирования сможет сэкономить на поддержание статуса таможенного представителя в среднем 5,6 миллиона рублей за первые пять лет по сравнению с действующей процедурой. Распространение через стандарты и правила СРО передового опыта наиболее успешных представителей этого рынка позволит остальным членам СРО не только повысить качество предоставляемых услуг, но и повысить собственную эффективность, что позволит еще больше снизить собственные издержки. Существенное увеличение числа участников этого рынка услуг, по причинам указанным выше, только усилит конкуренцию между ними. Все эти факторы приведут к прогнозируемому, по экспертным оценкам, снижению среднего уровня цен на 30…40 %.

Условия соблюдения таможенного законодательства и контроль за уклонением таможенными представителями от уплаты таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений во внешней торговле будут обеспечены следующими механизмами, которые предлагается заложить в Законопроекте:

  • стандарты и правила саморегулируемой организации таможенных представителей должны будут включать требования безусловного выполнения положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства о таможенном деле в РФ (п.1 Дополнений к Концепции).
  • контроль за осуществление членами саморегулируемой организации таможенных представителей деятельности ее членов в качестве таможенных представителей осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок (п.2 Дополнений к Концепции ).
  • в качестве мер дисциплинарного воздействия СРО может применить к своему члену: вынести предписание, предупреждение, наложить штраф, приостановить членство, исключить из СРО (п.3 Дополнений к Концепции).
  • в случае если СРО злостно не соблюдает эти требования по контролю соблюдения своими членами таможенного законодательства, ФТС согласно требованию (п.4 Дополнений к Концепции) будет иметь право подать иск в арбитраж об исключении этой СРО из реестра СРО таможенных представителей.

Из всего приведенного можно сделать вывод, что в предложенном законопроекте не только предусмотрены нормы обязующие СРО контролировать своих членов на предмет соблюдения ими таможенного законодательства, но и предусмотрено самое суровое наказание всего данного профессионального сообщества за неисполнение этих обязательств – отлучение от бизнеса всего СРО. Нам видится, что эта норма будет мощным стимулом для всех членов СРО осуществлять контроль своих коллег и самоконтроль за соблюдением таможенным правил.

ОПОРА РОССИИ: Как скажется подобная форма организации работы на конкурентоспособности российских участников ВЭД (особенно малых и средних предпринимателей) с учетом начала функционирования с 1 января 2012 года Единого экономического пространства.

Введение саморегулирования благотворно скажется на улучшении конкурентоспособности таможенных представителей. Каждый таможенный представитель в рамках саморегулирования сможет сэкономить на поддержание статуса таможенного представителя в среднем 5,6 миллиона рублей за первые пять лет по сравнению с действующей процедурой. Распространение через стандарты и правила СРО передового опыта наиболее успешных представителей этого рынка позволит остальным членам СРО не только повысить качество предоставляемых услуг, но и повысить собственную эффективность, что позволит еще больше снизить собственные издержки. Существенное увеличение числа участников этого рынка услуг, по причинам указанным выше, только усилит конкуренцию между ними. Все эти факторы приведут к прогнозируемому, по экспертным оценкам, снижению среднего уровня цен на 30…40% и как следствие к росту их конкурентной привлекательности по сравнению со своими конкурентами в рамках Единого экономического пространства.