Институт саморегулирования на протяжении последних лет обоснованно рассматривался в качестве альтернативы действовавшим ранее методам государственного регулирования экономики. В стране уже накоплен достаточно большой, более чем десятилетний, опыт саморегулирования, что позволяет констатировать, что саморегулирование в нашей стране стало неотъемлемым элементом экономических отношений. Поэтому государство и общество не могут пренебрегать фактом существования этого института, очень важного в любой стране с рыночной экономикой.
Сегодня в стране зарегистрировано лишь в производственных отраслях и сфере услуг около 18 тысяч объединений (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), которые объективно заинтересованы в упорядочивании своей деятельности и совместному участию в процессах управления рынком. Они объединены по отраслевому и (или) территориальному признаку. Их деятельность порой охватывает территорию всей страны и имеет важное значение для большинства потребителей и производителей.
Их государственную регистрацию осуществляют 7 федеральных органов исполнительной власти.
К настоящему времени накоплен значительный опыт функционирования СРО в различных отраслях российской экономики. В стране сегодня уже более тысячи саморегулируемых организаций и около десяти миллионов человек из более чем 60 отраслей предпринимательской и профессиональной деятельности в той или иной мере вовлечены в сферу СРО.
Большинство из них относится к тем отраслям, в которых установлено требование об обязательном членстве хозяйствующих субъектов в соответствующих саморегулируемых организациях. Это деятельность в саморегулируемых организациях арбитражных управляющих, оценщиков, аудиторов и аудиторских организаций, строительных, проектных и изыскательских организаций, субъектов, осуществляющих энергетическое обследование, ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, кредитных кооперативов, теплоснабжающих и теплосетевых организаций.
Не менее важно также, что 375 некоммерческих организаций получили статус саморегулируемых на добровольных началах (в 2013 году зарегистрировано 63 организации). Это свидетельствует о готовности бизнеса к самоорганизации, к принятию на себя ответственности, к самостоятельной выработке требований к качеству, гарантии соблюдения стандартов перед потребителем.
Саморегулирование в общем контексте развития системы государственного управления рассматривается именно как средство трансформации государственного контроля и надзора в форму, которая присуща современному демократическому и гражданскому обществу, в том числе:
- как механизм передачи на общественный уровень избыточных государственных функций (в том числе путем отказа от не оправдывающей себя в отдельных отраслях практики лицензирования);
- один из инструментов ликвидации административных барьеров, защиты предпринимателей от избыточного государственного контроля и, в целом, необоснованного вмешательства в рыночные процессы;
- средство развития конкуренции, усиления ответственности предпринимателей перед потребителями.
из рекомендаций парламентских слушаний на тему «Развитие института саморегулирования» 14 апреля 2014 г.