Национальное объединение таможенных представителей

Евгений Кошкаров: «Таможенный аудит: возможности и перспективы в России»

В профессиональных кругах, связанных с таможенным оформлением, не первый год обсуждается возможность и перспективы применения отечественной таможенной администрацией технологии таможенного аудита. Поводом для этих дискуссий является Стандарт 6.6 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (далее — Киотская конвенция), согласно которому «система таможенного контроля включает в себя контроль на основе методов аудита». Напомню, что Россия присоединилась к Киотской конвенции в ноябре 2010 года.

В нашей стране отсутствие практики таможенного аудита вызывает совершенно разное понимание и толкование указанного выше Стандарта. Расхождения во мнениях среди специалистов начинаются еще на этапе определения структуры, непосредственно проводящей данную процедуру. Одни полагают, что таможенный аудит является формой таможенного контроля и входит в компетенцию и зону ответственности таможенных органов, другие расценивают его как предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского и финансового учета участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В отечественной правовой практике встречается только одно определение аудиторской деятельности. Так, согласно Федеральному закону от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудитом в РФ считается «независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности». Таким образом, для российской правоприменительной практики под понятием «таможенный аудит» правильно понимать независимую экспертную оценку финансово-хозяйственной деятельности субъекта проверки, осуществляемую аудитором в рамках своей предпринимательской деятельности.

Отмечу, что согласно нормам Киотской конвенции таможенный аудит, являющийся одним из инструментов таможенного администрирования, должен способствовать максимальному упрощению и ускорению таможенного контроля при условии сохранения его эффективности. Наряду с использованием информационных технологий и системой управления рисками, Всемирная таможенная организация (ВТамО) рассматривает его в качестве одного из наиболее действенных инструментов современного таможенного администрирования.

Руководства к Генеральному приложению Киотской конвенции различают две формы таможенного аудита: аудит, проводимый после таможенного оформления, и аудит систем участников торговли. Посттаможенный аудит осуществляется для проверки деятельности лиц, участвующих в международной торговле. Отличием этой формы таможенной проверки от обычной является то, что при таможенном аудите финансово-хозяйственный результат внешнеторговой операции и результат таможенного оформления рассматривается как часть общего бухгалтерского учета и налоговой отчетности. Такой подход позволяет создать более четкую и ясную картину внешнеторговых сделок, а также сопоставить данные таможенной и налоговой отчетности через призму бухгалтерского учета.

Особо следует отметить тот факт, что целью аудита является не только фактическая проверка ведения финансово-хозяйственной деятельности участника ВЭД, но и выработка рекомендаций по совершенствованию его учетной работы и политики. Следствием такого процесса, по мнению авторов Руководств, является упрощение порядка таможенного оформления. Иными словами, таможенный аудит должен помогать приспосабливать систему учета и отчетности участника ВЭД к требованиям таможенной службы, а таможенные органы, в свою очередь, должны упрощать таможенный контроль тем участникам ВЭД, которые следуют всем требованиям и рекомендациям. В настоящее время ФТС России реализует эти подходы через технологии категорирования участников ВЭД.

В различных формах

Еще одна форма таможенного аудита — аудит систем участников внешней торговли. Она применяется к тем, кому уже предоставлена или в отношении кого рассматривается возможность предоставления права на использование упрощенной формы таможенного оформления. Например, возможность подачи периодической таможенной декларации. В ходе такой проверки аудиторы должны выяснить, каким образом работают информационные системы проверяемого лица и достаточно ли точно они отражают внешнеторговые операции для соблюдения необходимых норм и правил. В данном случае проверяется не конкретная торговая сделка или поставка товара, а общая информационная система учета таких сделок и поставок.

Помимо собственно информационных систем, проверке подвергаются и регламентирующие их работу документы. Интересно, что при такой форме аудита предусматривается вариант, когда участник внешнеторговой сделки проводит самостоятельную оценку своей деятельности по специально разработанным для этой цели критериям.

Логическим продолжением аудита систем является так называемый аудит развития. Под ним понимается комплекс консультационных мероприятий для тех участников ВЭД, которые еще только разрабатывают новые системы учета. Консультации таможенного аудитора на этапе проектирования позволяют изначально разработать и внедрить такую информационную систему, которая будет представлять таможенным органам сведения в наиболее полной и простой форме.

Следует отметить, что в настоящее время таможенный контроль с использованием методов аудита является основной формой таможенного контроля в США и странах ЕС. Он также широко применяется в Японии, Корее и Китае. При этом сам термин «таможенный контроль с использованием методов аудита» (аudit-based control) уже несколько лет практически не используется. Вместо него широкое распространение получили термины «таможенный аудит» (custom audit) и «посттаможенный аудит» (post-clearance audit).

Далее рассмотрим, для каких целей в повседневной практике таможенного администрирования в нашей стране ФТС России могла бы использовать накопленный в мире опыт таможенного аудита. По мнению специалистов, главная идея, которая была заложена в ФЗ «Об аудиторской деятельности», заключается в том, что аудит не конкурирует с традиционными налоговыми проверками, а фактически дополняет их. Он позволяет получать от наиболее опытных и авторитетных специалистов рынка объективную оценку имеющегося порядка ведения бухгалтерского учета.

Такой подход дает налоговой администрации возможность выполнять огромный массив рутинной работы силами предпринимательского сообщества, а собственные ресурсы направлять на проведение проверок только в особо сложных случаях. Убежден, что используемый налоговыми органами принцип можно в полной мере перенести и в область таможенного администрирования. Считаю, что введение и широкое применение института таможенных аудитов позволило бы значительно поднять средний уровень достоверности сведений, указываемых при декларировании товаров.

На все случаи жизни

Таможенный аудит может быть использован в случае возникновения необходимости проведения анализа, например, финансовой устойчивости организации; полноты и достоверности отражения в бухгалтерской отчетности данных о хозяйственной деятельности; внешнеэкономической деятельности и ее экономических результатов; полноты уплаты внутренних налогов по результатам операций с перемещаемыми товарами; соблюдения таможенного законодательства по определенной области и за определенный период времени.

Кроме того, для учета и отражения необходимой для таможенных целей информации важной составляющей таможенного аудита мог бы стать анализ бизнес-процессов и информационных систем участника ВЭД, сопровождающих эти бизнес-процессы. Поясню свою мысль на конкретном примере. Как известно, одними из наиболее важных и ответственных являются сведения о классификационном коде товара по товарной номенклатуре. Одни участники ВЭД получают их из коммерческих документов, представляемых поставщиком. Другие самостоятельно проводят классификацию поставляемых в их адрес товаров силами штатного специалиста по таможенному оформлению. Некоторые компании поручают проведение этой процедуры обслуживающему их таможенному представителю.

В итоге мы имеем три разных варианта бизнес-решения одной и той же задачи. Думаю, что ни у кого из специалистов не вызывает сомнения утверждение, что качество и достоверность определения кода товара последовательно возрастает от первого варианта к третьему. Соответственно, это может стать значимой информацией и для таможенного аудитора. И при проведении аудита в той или иной ситуации он сможет либо акцентировать свое внимание на данном вопросе, либо не делать этого. По сути, здесь мы уже фактически говорим с использованием терминов из Руководств к Киотской конвенции о порядке применения таможенного аудита в отношении систем учета финансово-хозяйственной деятельности участников международной торговли. В соответствии с идеями Киотской конвенции очень важно, чтобы данная процедура стала реальным фактором совершенствования указанных систем.

Считаю, что для собственников и менеджмента бизнеса рассматриваемый вид аудита может стать реальным источником объективной оценки качества и достоверности представляемой в таможенные органы информации, которая позволит оперативно принимать грамотные управленческие решения и предотвращать возможные нарушения таможенных правил. Анализируя цели и возможности таможенного аудита, приходишь к выводу, что исполнителями таких проверок должны быть компании, обладающие высочайшей компетенцией не только в области традиционного налогового аудита, но и в сфере таможенного права.

В будущем для развития института таможенного аудита, на мой взгляд, ключевым станет вопрос о применимости его результатов. Не сомневаюсь, что их можно будет успешно использовать для повышения эффективности таможенного контроля сразу в нескольких областях. Таких как подтверждение финансовой устойчивости и платежеспособности участника ВЭД, получающего отсрочку по уплате таможенных платежей или берущего на себя другие финансовые обязательства перед таможенной службой; установление основания для добровольного исправления допущенных ранее при таможенном оформлении ошибок и неточностей. Они также должны учитываться в ходе оценки деятельности участников ВЭД, в том числе при их категорировании относительно применяемых к ним уровней таможенного контроля, а также при оценке деятельности тех, кто уже получил или претендует на получение упрощенных форм таможенного оформления и таможенного контроля.

Внедрение и использование практик таможенного аудита, безусловно, позволит таможенной службе существенно повысить качество и эффективность таможенного контроля без каких-либо финансовых или организационных затрат. Для добропорядочных участников ВЭД таможенный аудит может стать как инструментом повышения безопасности ведения бизнеса, так и способом получения различных упрощений и сокращений количества применяемых форм таможенного контроля.

Суммируя все изложенное выше, можно смело говорить о том, что практическое применение отечественной таможенной администрацией указанной технологии создаст возможности для развития в стране института таможенного аудита, который может и должен стать важным элементом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.

Евгений КОШКАРОВ,
вице-президент ГК «АРИВИСТ»,
«Таможенные новости»