Национальное объединение таможенных представителей закрепило решение о приобретении статуса саморегулируемой организации и намерено до конца июня подать документы на включение в Государственный реестр СРО. Об этом рассказал директор Ассоциации «НОТП» Игорь Щипцов.
– Документы для регистрации в госреестре уже подготовлены. Сейчас формируется компенсационный фонд, в который каждая компания – участница ассоциации вносит свою долю. Как только этот фонд наполнится – полагаю, что это произойдет до конца июня, мы будем готовы подать документы в госреестр для получения статуса СРО.
По словам Щипцова, законодательством подразумевается, что у СРО должен существовать компенсационный фонд. «Это специальный фонд, из которого будут выплачиваться денежные средства в случае возникновения каких-то претензий со стороны третьих лиц. Минимальный установленный законом размер выплат в фонд составляет три тысячи рублей. Эти выплаты единовременные. Участники смогут воспользоваться этими деньгами только в том случае, если по их вине что-то произойдет. Бывает так, что компания не может выполнить претензии третьих лиц, тогда она обращается в СРО. В этом заключается механизм саморегулирования – в коллективной защите», – уточнил директор ассоциации.
– Компенсационный фонд впоследствии будет нарастать, пока же мы проходим техническую стадию. Кто-то из участников горит идеей саморегулирования, а кто-то пока еще осторожно к этому вопросу относится. Поэтому, чтобы людей не отпугнуть, мы остановились на минимально возможной сумме.
В самом начале объединение существовало в виде некоммерческого партнерства, однако позже было переименовано в ассоциацию в связи с требованиями законодательства. «Изменился Гражданский кодекс, и из него исчезла такая организационная форма, как некоммерческое партнерство. Соответственно, как только нам пришлось вносить изменения в уставные документы, мы вынуждены были привести их в соответствие с требованиями законодательства. Поэтому и пришлось автоматически пройти процесс перерегистрации. Аналогичная ситуация сложилась и с закрытыми акционерными обществами, которых сейчас нет», – пояснил Игорь Щипцов.
Существует мнение, что любое работающее саморегулирование – это в первую очередь продукт репутационного механизма. «Организуя саморегулирование в любой отрасли, власти должны быть готовы к самым жестоким дрязгам, скандалам и даже криминальным инцидентам в СРО», пишет «Коммерсантъ».
– Эти выводы сделаны на основе негативного опыта создания СРО в строительной отрасли. Что касается других отраслей, я знаю такие СРО, которые прекрасно действуют, например, близкая к нашей сфере Ассоциация морских и речных бункеровщиков. Да, они, конечно, судятся по некоторым вопросам и с жалобами обращаются, но ведь СРО и существует не для того, чтобы сидеть на попе ровно и не защищать интересы своих участников.
Директор НОТП напомнил, что СРО контролируют не столько хозяйственную, сколько технологическую деятельность компаний-участниц. «СРО следит за соблюдением компанией стандартов и правил работы: чтобы в компании было необходимое количество специалистов, чтобы они были должной квалификации, чтобы схема подачи документов соответствовала стандартам – это все технологическая сторона, а не хозяйственная. Понятно, что они пересекаются. Все зависит от внутренней политики СРО», – продолжил Щипцов. – В нашей сфере система контроля представляется по своим механизмам близкой к тому, что в мире называется «таможенный аудит», который носит комплексный характер.
Если говорить о репутационных рисках компаний, которые изначально выступили за создание СРО для таможенных представителей, нужно учесть еще и такой момент: ассоциация – это общественный проект, проект уже давно существующей на рынке и имеющей сложившуюся репутацию Гильдии профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД «Гермес».
– По сути, в любом публичном проекте присутствуют риски, как и в бизнесе, когда люди рискуют и выигрывают или проигрывают. И я хочу отметить, что одна из основных задач СРО в реальности – свести к минимуму репутационные риски компаний, входящих в объединение за счет взаимного внутреннего контроля качества работы и соблюдения достаточно жестких рамок, которые являются стандартами. Собственно, идея СРО в нашем случае на данном этапе – показать, что компании могут работать согласованно и технологично. С другой стороны, конечно, у СРО есть инструменты защиты брендов, входящих в ее состав. Поэтому я не думаю, чтобы деятельность наших участников по созданию СРО как-то негативно отразилась на их имидже. Наши компании участвуют во многих ассоциациях, не только в СРО, и какие-то риски возникали и там. Это нормальный рабочий процесс становления, – полагает директор ассоциации.
Сейчас в списке участников 25 компаний, из них только 3 – московские организации, остальные – из Санкт-Петербурга. По мнению Игоря Щипцова, привлечение компаний из других регионов будет плюсом для СРО.
– Конечно, это будет работать «в плюс». Мы же не ратуем за то, чтобы только в Питере было хорошо. В идеале система саморегулирования должна распространиться на все сообщество таможенных представителей. Еще недавно мы проводили достаточно активно политику привлечения на различных площадках с продвижением этой идеи в том числе и в Комитете по транспорту Госдумы. Сейчас наша задача – получить статус, поскольку это трудоемкий и не очень быстрый процесс. После создания прецедента, мы вернемся к пропаганде. Пока же эта работа ведется за счет индивидуальности людей из руководства компаний, входящих в проект, и наших коллег, – подытожил Игорь Щипцов.