Национальное объединение таможенных представителей

Большие, но несданные

Крупнейшие российские операторы связи и интернет-компании ведут переговоры о создании саморегулируемой организации в сфере Big Data. Бизнес хочет опередить государство: оно уже начало проявлять интерес к регулированию этого направления и участники рынка опасаются запретительных мер, которые могут ограничить приток инвестиций.

«Ростелеком», «МегаФон», МТС, «Вымпелком», Mail.Ru Group и «Яндекс» обсуждают создание саморегулируемой организации (СРО) в области Big Data под рабочим названием Ассоциация больших данных (АБД), рассказали «Ъ» представители нескольких компаний, участвующих в переговорах. Предполагается, что АБД будет открытой для участников других отраслей — например, банков и страховых компаний. В течение двух недель должен быть согласован устав организации, утверждают собеседники «Ъ».

Роскомнадзор хочет создать национального оператора big data

В «МегаФоне», «Ростелекоме», «Яндексе» и Mail.Ru Group подтвердили, что знают об инициативе и ведут переговоры о создании организации. В МТС от комментариев отказались. В «Вымпелкоме» заявили, что оператор не рассматривает участие в СРО, поскольку не видит «необходимости дополнительного регулирования в этой области».

«В последнее время мы видим тенденцию со стороны ряда чиновников по излишнему регулированию IT-отрасли, а некоторые эксперты, которым важно показать свою приближенность к власти, даже предлагают передать все пользовательские данные государству»,— поясняет собеседник «Ъ», близкий к одному из возможных участников СРО. По его мнению, такая перспектива «вряд ли будет способствовать развитию цифровой экономики». «Мы можем реально столкнуться с нежеланием инвестировать в отрасль при таком подходе»,— опасается источник «Ъ».

С кем будет сотрудничать ФРИИ в области Big Data

 

К Big Data относят информацию, которая генерируется как пользователем, так и техникой (например, показатели счетчиков, данные видеонаблюдения и геопозиционирования, нагрузки на сегменты сетей электроэнергии и базовых станций сотовых сетей). Неструктурированные данные огромных объемов и значительного многообразия анализируются для получения воспринимаемых человеком результатов. Такую аналитику можно использовать на транспорте, потребительском рынке, в электрогенерации, нефтегазовой отрасли, образовании, здравоохранении и финансовом секторе. McKinsey оценивала прирост мировой экономики от использования Big Data до $5 трлн в год. По мнению IDC, к 2020 году оборот «больших данных» достигнет $50 млрд в год.

Чиновники действительно начали обращать внимание на рынок Big Data. Так, в начале ноября 2016 года глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что рабочая группа по вопросам развития интернета при администрации президента начала разработку законопроекта, регулирующего работу с большими пользовательскими данными. А в конце марта помощник президента Игорь Щеголев говорил РБК, что идеи по регулированию Big Data, находящейся «в серой зоне», могут быть сформулированы в течение 2017 года.

Официальная статистика мечтает о big data

«Во-первых, необходимо разобраться в понятиях, что считать большими данными, что — нет, нужны отраслевые рекомендации. Во-вторых, нужен некий кодекс этики компаний, когда существующее государственное регулирование неоднозначно. В-третьих, мы считаем, что ассоциация должна представлять интересы бизнеса, общаясь с регулятором и донося ему свою позицию»,— поясняет идею СРО директор по связям с государственными органами «МегаФона» Дмитрий Петров. По его словам, возможно в том числе сотрудничество СРО с государством для обеспечения безопасности и борьбы с преступностью.

«Формат СРО позволит участникам рынка находить оптимальный баланс между ответственным регулированием и ограничительными законодательными инициативами со стороны государства»,— уверены в Mail.Ru Group. «Наш опыт не уступает мировому, и российские технологические компании могут совместными усилиями эффективно и оперативно решать все вопросы по этой теме»,— добавили в «Яндексе». Зарубежный опыт свидетельствует, что этот рынок способен регулировать себя, указывают потенциальные участники СРО. Например, в ЕС действует консорциум BDVA — Big Data Value Association, куда входят Orange, SAP, Siemens, Nokia, IBM, Telecom Italia и др. Китайская модель также подразумевает невмешательство основных регуляторов в деятельность организаций, обрабатывающих Big Data. Так, в стране работают государственный Data Centric Alliance (площадка для отраслевых обсуждений, определяющая технические стандарты) и НКО Big Data Union.

Роман Рожков