Национальное объединение таможенных представителей

Вопросы реализации таможенного транзита товаров

20 декабря в Ленинградской ТПП состоялся очередной круглый стол, организованный Ассоциацией экспортеров и импортеров при ЛТПП совместно с НП «Гильдия профессиональных участников ВЭД». Тема встречи была посвящена особенностям реализации таможенной процедуры таможенного транзита (ТТ) в новых условиях.

Международные перевозчики, участники ВЭД и представители таможни обсудили, с какими реальными проблемами сталкиваются сегодня участники данного процесса, какие вопросы их тревожат, и какие пути решения в связи с этим могут быть приняты.

Модератором дискуссии выступил Роман Гордиенок, руководитель Департамента внешнеэкономических связей ЛТПП, который после короткого экскурса в хронологию проблемного спора ФТС и АСМАП по поводу книжек МДП обозначил основные задачи круглого стола: «После того, как первичный накал спал и появилась первая практика работы в новых условиях, нам необходимо сравнить существующие варианты получения обеспечения при реализации ТТ и понять, как новая схема работы повлияла на время, стоимость международных перевозок, а, следовательно, может отразиться к конечном счете на стоимости товаров для потребителей».

На российской границе в этом году существенно изменились условия работы импортеров и автоперевозчиков. Причина – отмена Федеральной таможенной службой (ФТС) действия книжек международных дорожных перевозок (МДП) при пересечении границы России. Формальным поводом стал долг перевозчиков в размере 20 млрд руб., образовавшийся почти за 20 лет. В ноябре новые правила начали вводиться на западных рубежах. Так, 12 ноября книжки МДП перестали действовать на границе с Украиной, 20 ноября на границе с Эстонией, Латвией, а с 01 июля 2014г. новые правила должны начать действовать на всех границах РФ.

Очередей нет

По словам начальника отдела контроля за таможенным транзитом СЗТУ Михаила Серебренникова, в пропускной способности за последнее время практически ничего не изменилось. Так, к примеру, в МАПП Бурачки, где по расчетам должны принимать 250 автомобилей, уже лет пять пропускают в среднем 450 машин. «На 5 утра – 463 машины, и это не самая большая цифра, было и 500 машин. У нас сейчас практически нет очередей. Если очередь и намечается, то это происходит за счет неравномерности подачи машин с сопредельной территории. Есть часы, когда машин не поступают, а есть когда по 300 приходит. Меньше – до обеда, больше – во второй половине дня», — отметил он.

«Что касается книжек МДП, то картина медленно, но неуклонно меняется: от книжек МДП к транзитным декларациям обеспечения», — сказал Михаил Серебренников.

Представитель таможни сообщил, что в соответствии с решением ФТС, прежний порядок учета обеспечения при реализации таможенной процедуры ТТ продолжит работать до 01 июля 2014 на Выборгской, Карельской и Мурманской таможнях.

Для адаптации национальных перевозчиков к новым условиям с 01 ноября 2013 ФТС был запущен эксперимент по реализации процедуры ТТ без применения мер обеспечения (Распоряжение ФТС России от 31 октября 2013 года № 336). «Мы рады, что ФТС приняла этот решительный шаг. Такая возможность поможет предельно сократить время нахождения в пунктах пропуска, не нужно вносить залог, тратить время на договоры и прочее», — сообщил начальник отдела контроля за таможенным транзитом СЗТУ, но тут же отметил, что одну организацию, получившую положительный ответ при подаче документов на включение в специальный перечень, вскоре лишили этого права, поскольку компания вслед за этим организовала недоставку груза, что является грубым нарушением. «Доверие подрывать не стоит», — подытожил он. Михаил Серебренников заявил, что на дату мероприятия в регионе деятельности СЗТУ 19 перевозчиков были внесены ФТС в общий реестр, при том, что отделом контроля за таможенным транзитом было рассмотрено 102 обращения. На вопрос участника дискуссии об открытости данного списка, докладчик сообщил о возможности его размещения на официальном сайте СЗТУ.

МДП, насколько удобны альтернативы?

Директор НП «Гильдия профессиональных участников ВЭД» Роман Козлов, выступая на круглом столе, еще раз напомнил о плюсах книжки МДП: обходится в 40 евро, величина таможенных платежей составляет 60 тысяч евро, на Северо-Западе процедуру МДП используют 70% перевозчиков, за 3 года (2010-2013) было приобретено 3 миллиона книжек МДП по России, нарушений было 105, что составляет 0,002% и так далее. При этом, все претензии ФТС не убедительны, добавил он. Вдобавок трудно предложить национальную альтернативу книжкам МДП, когда груз идет через несколько стран.

Но «варианты», конечно, есть. Первый – стать таможенным перевозчиком: не для бедных задача. Второе – использовать процедуру сопровождения: такой практики в России не существует, поскольку нет физической возможности у таможенников сопровождать грузы, а соответствующей уполномоченной организации в России нет. Третье – денежный залог: применяется редко. Четвертое – поручительство: невозможно обеспечить все перевозки. Плюс, по словам Романа Козлова, здесь реально работают три оператора: РОСТЭК, «Арсенал», «Адал» и «Таможенная карта». Пятое – банковская гарантия: сложная процедура, требующая большой документально подготовки, применима в ряде случаев, но не массово. И шестое – использование средств по предварительной декларации с отправкой гарантийного сертификата за границу. Вывод – на сегодня эффективной альтернативы национальной процедуры для широкого использования не существует, это раз. Даже наличие эффективной национальной процедуры будет дополнительной финансовой нагрузкой при следовании транспортного средства более чем через одну границу, это два. Возможные последствия – изменение мест фактического выпуска товаров, следовательно, недополученные таможенные платежи. То есть часть грузов пойдет через Белоруссию в рамках ТС (если там тоже не отменят книжки МДП), что грозит потерями российскому бизнесу. А другая часть грузов пойдут через российские порты и ж/д, что, наоборот, добавит работы российским стивидорам и ж/д. В общем, подводя итог, Роман Козлов отметил, что сейчас «отсутствует расчет экономической эффективности последствий», либо просто участникам ВЭД «не предоставлен анализ развития ситуации».

Михаил Серебренников, в свою очередь, сообщил, что книжки МДП – это решение ФТС, и комментировать его он не уполномочен, но тут же добавил: «Мы конвенцию не отменяли, мы просто находимся в стадии приостановки отношений с АСМАП». — так прокомментировал он ситуацию с АСМАП и предложил не устраивать очередную долгую дискуссию на эту тему.

«Арсенал» и его субагенты

Тем не менее, жаркая полемика все-таки началась (но по-другому делу), когда взял слово заместитель руководителя по таможенному транзиту ООО Страховая Компании «Арсеналъ» Константин Звонарев. Тут, как выразился модератор круглого стола, бизнесом были озвучены реальные проблемы. Если говорить вкратце, то претензии к страховщику сводились к следующему: за 1500 тысячи рублей, как это рекламируется компанией, договор не оформить. Почему? Потому что субагенты «Арсенала», которые работают на таможенных постах непосредственно с перевозчиками, ведут, по словам участников ВЭД, непрозрачную ценовую политику. Где-то цены на услуги субагентов ограничиваются тремя-четырьмя тысячами рублей, а где-то доходит до 18 и 24 тысяч рублей: все эти цифры наперебой озвучивали представители бизнеса.

Собственно, к Константину Звонареву был адресован вопрос: почему «Арсенал» не регулирует деятельность своих субагентов, которые являются его представителями? Ответ был следующий: первое – субагенты не работают с «Арсеналом», субагенты работают с агентами, которые работают, в свою очередь, со страховой компанией. Такой вот тавтологический клубок. Второе — оформлением всех документов на таможенных постах занимаются субагенты, а потому они и оценивают сами свои услуги, «Арсенал» же только регулирует страховую премию. Тут стоит отметить, что субагентов очень много. Ну и, следовательно, каждый со своими тарифами.

ФТС допустила «Арсенал» к работе, выступив, таким образом, определенным гарантом надежности предоставляемых компанией услуг, а на практике – проблемы у перевозчиков, которые не могут объяснить заказчикам, почему сегодня одна стоимость услуг страховщика, а завтра — другая, почему на одном таможенном посту чеки с одними цифрами предоставляют, а на другом – с иными. По этому поводу дал комментарий и Михаил Серебренников, обратившись к представителю «Арсенала», он сказал: «Не можете повлиять на субагентов своих, так повлияйте на ваших агентов». Еще одним из предложений, прозвучавших во время дискуссии, была привязка стоимости услуг субагентов к стоимости услуг страховщика: к примеру, пусть субагенты дополнительно себе берут 3%, тогда спокойно можно рассчитать конечную сумму. Константин Звонарев, в свою очередь, сказал, что бизнесменов услышал, и заверил собравшихся, что все эти вопросы будут решаться на уровне руководства компании.

Под банковской гарантией

О том, как долго обычно занимает получение банковских гарантий для таможенных целей рассказал Советник Управляющего Санкт-Петербургским филиалом ОАО КБ «Возрождение» Виктор Бережной. Докладчик сообщил, что лимиты, по которым банки могут выдавать свои гарантии устанавливаются в зависимости от соотношения их собственного капитала и активов и жестко контролируются Центральным Банком РФ. Средние сроки выдачи гарантий для таможенных целей (таможенные перевозчики, представители) в КБ «Возрождение» составляют 1,5 – 2 недели.

Что потом?

Интересную тему затронул, выступая на круглом столе, генеральный директор таможенного перевозчика ЗАО «Союзхимтранс-Авто» Артем Баршай. По его словам, пока у иностранных перевозчиков, перемещающих груз по России, есть два варианта: первый – перегружать свои грузы таможенным перевозчикам, второй – получить лицензию таможенного перевозчика и самим везти, однако последнее потребует заморозки каких-то денежных средств, а забирать деньги из бизнеса, понятное дело, не хочется.

«С нововведениями, связанными с книжками МДП, прошел отток грузов, напуганы наши иностранные перевозчики, автомобильный транспорт в загоне оказался», — отметил Артем Башрай, добавив: «Несмотря на то, что я являюсь таможенным перевозчиком, я тоже много потерял». Тут же кто-то из зала заметил, что у российских таможенных перевозчиков после отмены МДП появится возможность выйти на международный рынок.

Белоруссия как запасной вариант

Со всей этой историей возник еще один вопрос. Если у международных перевозчиков остается возможность следовать через белорусско-русскую границу под обеспечением МДД (конечно, в том случае, если Белоруссия не подключится к бойкоту МДП), то будет ли это с точки зрения российского законодательства считаться правонарушением (ведь книжки МДП в скором будущем не будет являться обеспечением на территории нашей страны)?

То есть: станут ли инспекторы требовать у международного перевозчика, прибывшего на территорию России из Белоруссии, дополнительное обеспечение на территории России или нет? «Не готов ответить. Если это произойдет, будем разбираться. Пока это не нарушение», — сказал Михаил Серебренников, добавив: «Готовится новая редакция таможенного кодекса, может быть, там что-то решится. Отмечу, тупик не в ФТС, а в неурегулированности отношений между Россией, Белоруссией и Казахстаном».

Повод для встречи

На вопрос модератора круглого стола к перевозчикам, стало ли проще после частичной отмены книжек МДП, кто-то из зала ответил: «Если бы все было по-старому, мы бы с вами не встречались».

Общий вывод, подведенный модератором круглого стола, был не очень позитивным: пока нововведения и перемены направлены не в сторону перевозчиков. Организаторы обещали организовать подобную встречу в марте 2014 г. для анализа прошедших изменений. Тем не менее, все участники поблагодарили друг друга за интересный и довольно живой диалог и поздравили с предстоящими новогодними праздниками, пожелав любви, здоровья, счастья, ну и успеха в делах, конечно.

НП «Гильдия профессиональных участников ВЭД»