Национальное объединение таможенных представителей

Новое дыхание СРО

Минэкономразвития представило в последние дни 2014 года Концепцию развития саморегулируемых организаций. Многие пропускают эту тему мимо ушей ввиду неочевидности влияния реформы на экономику. Однако речь идет о системной реформе, поскольку выстраивается структура управления почти всеми отраслями малого и среднего бизнеса, а это ни много ни мало — фундамент регулирования экономики.

СРО являются стыковочным модулем между отраслевым бизнесом и государством. Сейчас если где-то эта стыковка отлажена, то где-то она либо заржавела, либо совсем разболталась. Поэтому многие министерства поставили вопрос об укрупнении СРО или вовсе возврате лицензирования. Статистические основания для этого вроде бы есть. С 2007 года, когда создание СРО значительно упростили, их число выросло с нескольких сотен почти до тысячи уже к 2013 году. И началась вольница.

Предпринимательские объединения стали всерьез опасаться, что государство вернет лицензирование в большинстве сфер деятельности. Подозрения усиливались потому, что порученное минэкономразвития президентом реформирование отрасли если и спрашивало мнение отраслевых объединений, то, что думает по этому поводу, не отвечало. Совместной комиссии создано не было. Еще страшней стало, когда в ноябре Минэкономразвития представила президенту разгромный доклад о состоянии института саморегулирования в Росси. Но деловые объединения немного успокоились, когда Владимир Путин в послании Федеральному собранию объявил о недопустимости возврата гсоконтроля за отраслями и необходимости развивать институт самоуправления. И все окончательно выдохнули, когда увидели итоговый проект концепции развития СРО, который выглядит весьма либерально. Оказалось, что в нем учтено две трети всех предложений рабочей группы по СРО ТПП.

Найден компромисс и теперь вопрос не стоит: госрегулирование или саморегулирование, — Компромисс заключается в законодательном закреплении третьей ступени саморегулирование – создание национальных объединений. Они наведут порядок на рынке, решат все споры между самим СРО, одним словом, наведут порядок, поскольку будут заинтересованы в сохранении саморегулирования. В то же время, концепция предполагает, что они будут полномочными представителями отрасли в органах власти.

Прописав обязательное создание НО, Мэр положило конец угрозе возврата лицензирования. Но участники рынка намерены внести несколько уточнений к основной концепции. НО должны законодательно получить функции написания отраслевых стандартов, что сейчас делают чиновники. А участники рынка не знают, какие же стандарты принимать за основу, в итоге используют какие удобно, отсюда брак в работе.
Что касается имущественной ответственности членов СРО, то и здесь Минэкономразвития предлагает вполне либеральный подход. Можно выбирать инструменты – либо коллективное страхование общественности, либо формирование компенсационного фонда. В случае с последними предлагается дать больше свободы в управлении этим «общаком», из которого выплачивается компенсация пострадавшим от непрофессионализма членов СРО. В одних отраслях выгоднее страхование по низким ставкам, поскольку обязательные компенсационные фонды почти никогда не используются – споры решаются до разбирательства в СРО. К тому же Мэр предлагает устранить единый размер взноса: если для крупных компаний это пустяк, то для небольших – серьезная преграда на вхождение в бизнес. Кроме того, сейчас многие компенсационные фонды лежат мертвым грузом, их нельзя пускать в коммерческий оборот, вкладывать в финансовые инструменты и прочее.

Еще одно предусмотренное концепцией важное новшество (а здесь перечислены далеко не все, которые кажутся пусть и мелкими, но от того не менее важными) – обязательное принятие на уровне НО отраслевых этических стандартов. Они нужны для исключения недобросовестной конкуренции на рынках. Например, риелторы в разных регионах использовали руководство СРО как способ приблизиться к власти и получить преференции для своей, именно, компании или круга приближенных. По идее для того, чтоб руководство СРО работало на всех, существуют выборы. Но, например, риелторы-владельцы профильных газет, без которых работа компаний бессмысленна, покупали на выборах голоса большими скидками на объявления.

Кодексы этики, прописанные на уровне НО, смогут устранить этот пробел регулирования. Это тоже одно из предложений бизнеса, учтенное властью.

Сейчас проект концепции выставлен на общественное обсуждение и после учета дополнительных предложений от бизнеса, на основе нее будут прописывать поправки в законы о СРО. Это будет огромная работа, поскольку отраслевые чиновники будут непременно сопротивляться основным либеральным положениям концепции. Но это будет уже другая борьба за наведения порядка почти во всех сферах малого и среднего бизнеса.

С текстом концепции Вы можете ознакомиться по данной ссылке: Проект концепции.