15 сентября Губернатор Георгий Полтавченко провел в Смольном первое заседание Штаба по улучшению ведения бизнеса в Санкт-Петербурге. Работа Штаба, который возглавил губернатор, направлена на выстраивание равноправного, конструктивного и заинтересованного диалога власти и бизнеса.
С 2013 года в Петербурге действовал Штаб по снижению административных барьеров. С 2014 года им руководил вице-губернатор – руководитель Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Александр Говорунов. Как отметил в своем докладе вице-губернатор Александр Говорунов, за последнее время удалось значительно продвинуться вперед в повышении доступности энергетической инфраструктуры, совершенствовании налогового администрирования, улучшении предпринимательского климата в сфере строительства, в улучшении инвестиционной деятельности.
С докладом о проделанной работе Штаба по вопросам, связанным с осуществлением внешнеэкономической деятельности и ее регулированием, как то: таможенное администрирование, ценообразование в транспортной отрасли, развитие логистического комплекса Санкт-Петербурга выступил Евгений Кошкаров (Председатель Совета Ассоциации СРО «НОТП»).
Доклад о проделанной работе Штаба по вопросам, связанным с осуществлением внешнеэкономической деятельности и ее регулированием: таможенное администрирование, ценообразование в транспортной отрасли, развитие логистического комплекса Санкт-Петербурга.
Транспортно-логистический комплекс занимает значительное место в экономике Санкт-Петербурга. Поэтому можно с уверенностью сказать, что «окно в Европу», которое на берегах Невы закладывал еще Петр Первый, продолжает эффективно работать и в наши дни. Развитие современной экономики вообще и промышленности в особенности невозможно без глубокой и всесторонней интеграции в мировое хозяйство. Поэтому эффективное функционирование транспортной отрасли как совокупности услуг для внешнеэкономического бизнеса, оказывает значительное влияние на развитие большинства секторов экономики нашего города. Эти два фактора объясняют то, что Штаб в своей работе уделял много внимания вопросам, связанным с осуществлением внешнеэкономической деятельности и ее регулированием, как то: таможенное администрирование, ценообразование в транспортной отрасли, развитие логистического комплекса Санкт-Петербурга.
Остановлюсь на нескольких наиболее значимых проблемах, которые удалось полностью или частично решить и тем самым способствовать снижению административных барьеров и развитию нашей отрасли:
- Транспортно-логистический комплекс – это в первую очередь люди и инфраструктура. Ключевыми объектами этой инфраструктуры являются места таможенного оформления. От количества этих мест, их расположения и их компетенции зависит эффективность и вариативность логистики международных перевозок. А, как известно, логистика – это наука выбирать оптимальные маршруты движения товаров. Неудивительно, что именно на этом направлении мы приложили максимальные усилия. Отдельные решения, принимаемые Федеральной таможенной службой по оптимизации своей организационной структуры, не всегда совпадают с позицией бизнеса. Так бизнес частично не согласился с предложением ФТС ликвидировать «Пушкинский» и «Северный» таможенные посты. По нашему мнению, ликвидация «Пушкинского» поста, расположенного в южной части города, где находится большое количество других таможенных органов, негативного влияния на отрасль оказать не смогла бы. В этом вопросе мы поддержали предложение ФТС. Однако в отношении «Северного» поста, Штаб выразил мнение о недопустимости его закрытия, так как это привело бы к необходимости большому числу импортеров существенно менять в сторону удорожания свою логистику. По итогу обсуждения этого вопроса с представителями СЗТУ ликвидация таможенного поста «Северный» Санкт-Петербургской таможни была заменена на сокращение его компетенции.
- Еще больше копий было сломано вокруг открытия на Балтийской таможне таможенного поста «Балтийский» с функцией Центра электронного декларирования. Активно дискутировалось не только место расположения этого нового таможенного органа, его компетенция, но и, самое главное, распределение компетенции между ним и остальными постами Балтийской таможни. Мы рады, что новый руководитель ФТС Владимир Иванович Булавин, который сам участвовал в этой дискуссии, занимая должность полпреда на Северо-Западе, принял решение именно в той форме, о которой говорил Штаб: открыть ЦЭД «Балтийский» с равной компетенцией по отношению к остальным таможенным постам Балтийской таможни. В результате этого решения структура таможенных постов была не сокращена, не искажена, а дополнена новым высокотехнологичным и чрезвычайно перспективным органом. Мы уверены, что такое решение будет способствовать дальнейшему развитию транспортного потенциала города. Мы надеемся, что в обозримое время «Балтийский» ЦЭД переедет на площади Балтийской таможни, так как это принципиально важно для устранения конфликта интересов при его нахождении на территории одного из контейнерных операторов.
- Следующий комплекс вопросов связан с ограничением компетенции по местам таможенного оформления цветов и химических товаров, ввозимых в Россию автомобильным транспортом. По нашему мнению, введенные ФТС ограничения не имели под собой достаточного обоснования и приводили к значительному перекосу, а как следствие, и к удорожанию логистики по этим товарам. Штаб неоднократно высказывался за их отмену. В настоящее время в отношении цветов ограничение отменено, а в отношении химических товаров такая отмена обсуждается. В качестве промежуточного решения двум постам расположенным в Северо-Западном регионе была добавлена компетенция по оформлению этих товаров.
- Помимо общих вопросов таможенного администрирования штаб подключался к решению проблем отдельных участников ВЭД. Так с нашей подачи в режиме живого диалога с начальником Балтийской таможни была прекращена практика применения избыточных форм контроля в отношении Санкт-Петербургского экспортера лома черных и цветных металлов.
- Другим блоком проблемных для нас тем являлись вопросы ценообразования на услуги стивидорных компаний, расположенных в Морском порту. В связи с тем, что по ряду объективных и исторических причин этот рынок в России вообще и в Санкт-Петербурге в особенности имеет высокий уровень монополизации, то этот комплекс проблем важен не только для участников ВЭД, но и для инвестиционной привлекательности страны в целом. Так высокие тарифы наших контейнерных стивидоров играют не последнюю роль в том, что Россия занимает низкое положение в рейтинге Всемирного банка Doing Business по показателю Мировая торговля. Результатом работы штаба стало то, что стивидорный бизнес наконец-то повернулся лицом к своим конечным потребителям. Так за последнее время начали снижаться цены на отдельные грузовые операции, вырос период свободного, без оплаты, хранения контейнеров на терминалах группы Global Port с 4 до 5 дней, наметился конструктивный диалог между стивидорами и экспедиторами.
Как мы видим, сделано уже не мало, но проблем и административных барьеров в этой области, к сожалению еще много. Поэтому бизнес ждет от Штаба продолжение этой работы. Если говорить о насущных потребностях, то к ним можно отнести следующие вопросы:
— отмену ограничения по местам оформления турецких товаров. После нормализации отношений между нашими странами такое ограничение выглядит явным анахронизмом.
— комплекс вопросов связанных с регулированием перевозок тяжеловесных контейнеров: размер компенсационных платежей на такие перевозки, упрощение механизма расчёта и взимания этих платежей, оптимизацию фактического контроля таких грузов на дорогах.