21 сентября 2016 года в Санкт-Петербурге открылся IX Международный форум «Транспортно-транзитный потенциал».
Порядка 400 делегатов из 60 регионов России и 10 иностранных государств собрались мероприятии с целью выработки эффективных решений для повышения конкурентоспособности транспортной системы России и международного рынка транспортных услуг в современных условиях.
Форум проходит при поддержке Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы ФС РФ, участии первых лиц Министерства транспорта РФ и Министерства промышленности и торговли РФ, профильных федеральных агентств и ведомств, разрабатывающих и реализующих государственную политику в сфере транспорта.
Деловую программу форума открыло пленарное заседание, посвященное вопросам государственной политики и нормативно-правового регулирования транспортной отрасли.
В 2016 году в сфере транспортной отрасли произошли значительные изменения, способствующие росту качественных показателей.
Что касается экспедиторской деятельности, изменения введены в ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» Федеральным законом от 06.07.2016 № 374-ФЗ и связаны с усилением мер по борьбе с терроризмом. Теперь в обязанности экспедитора входит проверка достоверности представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.
На второй день Форума 22 числа состоялась конференция на тему «Транспорт и внешнеэкономическая деятельность в современных условиях: новые решения». Модератором выступил Роман Козлов, директор НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС». В рамках конференции Роман Козлов выступил с темой — «Взгляд бизнеса на размещение таможенных постов. ЦЭД и удаленный выпуск».
Следом на рабочей сессии «Совершенствование логистики в транспортных предприятиях: как обеспечить снижение издержек и уменьшить сроки доставки?» выступила Ирина Капитанова (заместитель генерального директора ООО «Балтика-Транс», руководитель Комитета по транспорту НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС») с докладом — «Изменения в ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»: кого и как затронут новые правила ТЭД. Мнения экспертов рынка».
Одним из основных выступлений в сессии было Евгения Кошкарова (Председатель Совета Ассоциации СРО «НОТП», вице-президент ГК «Аривист», первый заместитель председателя правления НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС»), которое заключалось в «Перспективах внедрения саморегулирования в сфере ТЭД».
В своем выступлении, Евгений Алексеевич пояснил, что Проект закона «о ТЭД» требует доработки. В частности, это касалось разделения обязанностей по регулированию и контролю за деятельностью и компетенцией экспедиторов. По мнению эксперта, ТПП не может следить за определенной сферой бизнеса, так как она является равной по отношению ко всем сферам бизнеса. В данном законопроекте говориться, как раз об обратном, вследствие чего, мы не можем рассчитывать на адекватную и качественную систему регулирования. Евгений Алексеевич отметил, что правильно было бы передать эти функции на саморегулирование.
Евгений Кошкаров подчеркнул, что за время его работы и участия в общественной деятельности (Гильдии «ГЕРМЕС», Ассоциации СРО «НОТП»), это уже второй законопроект «о ТЭД». Ранее предлагалось вернуться к государственному регулированию экспедиторского рынка, но идея не завершилась успехом и это к лучшему. Необходимо привлекать бизнес к регулированию отдельных рынков.
Есть много отраслей, где саморегулирование работает. Но наиболее эффективно – саморегулирование в сфере услуг.
Гильдия «ГЕРМЕС» являлась разработчиком закона о саморегулировании таможенных представителей. Законопроект проходил согласование в Министерстве Экономического развития и Минэконом – одобрил данный закон. В дальнейшем, его принятие было блокировано Федеральной таможенной службой.
На данный момент, внутри Гильдии «ГЕРМЕС» саморегулирование развивается, но на добровольной основе. Год назад была создана первая в России Ассоциация Саморегулируемая организация Таможенных представителей (далее – СРО «НОТП»). Сегодня в составе организации не только Петербургские участники ВЭД, но и таможенные представители из центральных регионов. Этот факт указывает на то, что интерес к подобным процессам растет, и члены Ассоциации уже видят преимущества, которые дает им саморегулирование.
Чтобы иметь доступ к рынку, необходимо войти в СРО. Как раз одной из проблем нынешнего закона «о ТЭД» является бездоказательность права называть себя экспедитором. Сегодня им может быть каждый, кто хоть немного работал в этой сфере, то есть «кто попало». Вступив в СРО — мы получаем право называть себя экспедитором в полной мере. Для вступления должны быть выполнены определенные условия, требования, которые саморегулируемая организация определяет для себя сама. СРО несет ответственность по качеству предоставляемых услуг перед клиентами. Ответственность проявляется через компенсационный фонд. Каждая компания в составе СРО вносит определенный денежный вклад. Все данные об организации – публичны. При некачественном оказании услуг, клиент может обратиться с жалобой, вследствие чего, начинает работать компенсационный фонд. Далее у компаний, которые входят в состав СРО, возникает преждевременная необходимость в пополнении компенсационного фонда. Каждая компания в равных пропорциях делает денежный взнос. Такой механизм является очень эффективным инструментом для ведения честного, компетентного бизнеса внутри СРО.
Для повышения практической значимости мероприятия по итогам его работы будет подготовлена Общественная резолюция с предложениями и рекомендациями участников Форума. Она будет направлена в Правительство России и профильные комитеты Федерального Собрания РФ для совершенствования законодательства и государственного регулирования по различным аспектам транспортной деятельности.