Национальное объединение таможенных представителей

ПОКУПАЕМ ПРОБЛЕМЫ. НЕДОРОГО.

«ПОТРЯСАЮЩЕЕ ПОЙЛО! Я ЧУТЬ НЕ ОСЛЕП, РЕБЯТ!»

Александр Родионович Бородач

 

Фраза из известного комедийного сериала удачно описывает происходящее, в том числе и на рынке услуг в сфере ВЭД. Можно с уверенностью утверждать, что эпидемия «паленки», хоть и не такая активная как пандемия гриппа, несет на себе колоссальные потери для бизнеса и государства.

В условиях падения показателей экономики и снижения импорта на 37% по сведениям ФТС РФ присутствует устойчивая тенденция по снижению качества услуг таможенных представителей и компаний, осуществляющих международное экспедирование.

РК

Давайте рассмотрим влияние снижения на треть международного товарооборота на процессы, происходящие в стане операторов, оказывающих услуги по обеспечению внешнеторговых сделок.

На поверхности несколько трендов:

— уменьшение количества компаний в сфере ВЭД. Отмечается частичный уход с рынка как импортеров (мясные продукты, овощи, фрукты, товары народного потребления не первой необходимости), так и таможенных представителей и экспедиторов. У ряда небольших компаний была узкая ориентация на несколько импортеров, с уходом большинства которых, бизнес упал за уровень рентабельности

— снижение стоимости услуг в ужесточающейся конкурентной борьбе за меньшее количество груза и клиентов

— распространение «паленки», то есть услуг по цене ниже рентабельности, с целью «завладения» клиентом по принципу максимального демпинга на условиях «любой ценой»

Первые две тенденции являются обычным следствием кризисных явлений, поэтому давайте подробно остановимся на том, как работает бизнес модель «ниже рентабельности».

Для этого предлагаю рассмотреть организацию бизнеса таможенного представителя, внесенного в реестр Таможенных представителей ФТС РФ. Как правило, такие компании уже давно в рынке и имеют собственные офисы и подразделения по обслуживанию клиентов в регионах действия нескольких таможенных органов, штат высокопрофессиональных специалистов, постоянно повышающих свою квалификацию и опыт работы с большим спектром товарной номенклатуры. Вполне естественно, что такие параметры бизнеса стоят денег. Обеспечение деятельности в миллион евро для включения в Реестр таможенных представителей возможно лишь при условии внесения денег на депозит (по нынешнему курсу 80 млн. рублей), либо получение банковской гарантии. Обязательным условием по мимо наличия «аттестованных ФТС» специалистов по таможенным операциям в штате компании, является страховка в 20 млн. рублей для покрытия рисков третьих лиц, то есть клиентов. В условиях жесткого регулирования Центробанком банковской деятельности, банки вынуждены очень скрупулезно отрабатывать кандидатов на получение такой гарантии и многие не могут выполнить требования финансовых институтов. Полная аналогия и на рынке экспедиторов, организующих международные перевозки. Многие компании имеют в собственности или в лизинге дорогой большегрузный автотранспорт, оборудованный всеми опциями по отслеживанию маршрута, обслуживаемый в нормальных автосервисах, а не в гаражах. Такие компании обеспечивают клиентам онлайн контроль за перемещением груза, услугу персонального менеджера. Вполне обоснованно выводится уровень рентабельности подобных высокопрофессиональных услуг.

Напротив, есть компании работающие «за печатью клиента»,не имеющие аттестованных специалистов. Понятно, что такие услуги стоят дешево. Участникам ВЭД нужно понимать, что все риски, связанные с некачественным оказанием услуги, становятся собственной проблемой. Сказать, что риски в сфере таможенного дела велики, это ни о чем. Достаточно неправильно указать код товара или ошибочно определить таможенную стоимость и по всей товарной партии выйдет кругленькая сумма доначислений в бюджет, обязательно административное производство со штрафом на кругленькую сумму, принудительное платное хранение товара до окончания расследования или его изъятие. При большой сумме (1,5 млн. рублей) угроза уголовного преследования и конфискация с кратными штрафами. А что такое полтора миллиона рублей для внешнеторговой сделки при действующем  курсе доллара? Несколько паллет товара.

По-настоящему удивляет следующее обстоятельство: крупные компании-импортеры с мировым именем, которые трогательно относятся к своему ценообразованию, при этом в условиях тендерного отбора поставщиков услуг ВЭД стали смотреть на уровень цены ниже рентабельности их оказания. Абсурдность ситуации заключается в том, что когда на тендере три компании с огромным опытом работы в подобных сделках и великолепным уровнем сервиса демонстрируют примерно одинаковый уровень цен в зависимости от разнообразия сервисного обеспечения, предпочтение отдается неизвестной компании с ценой вдвое ниже. При том, если спросить импортера почему его товар в магазине стоит дороже, чем у других, он может и обидеться, мол, кто мы, и кто остальные…

Математика демпинга.

Если задуматься над тем, в чем выгода оказания услуги на протяжении года и получение за это вознаграждения меньшего, чем затраты на обслуживание данного клиента, то становится очевидным, как работает такая схема.

«Дешево и сердито» — основной принцип работы такой схемы. В один прекрасный момент импортер получает «звоночек из таможни»: указан не тот код товара или идет занижение таможенной стоимости. И начинается:

  1. Самый безобидный вариант. Заявление неполных сведений в декларации без приложения документов, подтверждающих стоимость. Документы сейчас надо выкладывать заранее, до присвоения номера декларации. Экономящий на всем посредник не будет делать лишнюю работу и приложит к декларации только самое необходимое. Инспектор, видя непонятный для него товар с невысокой таможенной стоимостью безо всяких пояснений понимает, что представился шанс срубить палку и формирует ЦПР (целевой профиль риска). Конечная цель – корректировка таможенной стоимости и выполнение показателей, регулярно спускаемых сверху. Как только ЦПР сформирован, назад пути нет. Таможня будет идти до конца, так как нерезультативный ЦПР это хуже, чем никакого. Если бы это был таможенный представитель, он максимально внимательно отнесся к документам клиента, подсказал, что нужно подправить, чего не достает, и как таможня требует оформлять такой товар.
  2. Чуть более драматический вариант. Тот же самый посредник ошибается в коде товара. Почему? Да, потому что крупный таможенный представитель регулярно проводит обучение своих сотрудников, периодически аттестует их и имеет в штате аналитиков. А посреднику это не надо, его удел – экономия на издержках. Итак, недостоверный код товара и дело об АП. В лучшем случае по статье 16.2.2 со штрафом от суммы недоимки, а в худшем 16.2.1. со штрафом от стоимости товара. А самое страшное – это изъятие товара на период ведения производства по делу об АП. Крупный представитель путем взятия на себячасти гарантий, в состоянии воспользоваться статьей 199 ТК ТС, дающей возможность выпустить товар без изъятия. В аналогичном случае, с «мелким» представителем врядли и разговаривать будут, его и на порог не пустят.
  3. Более того, в случае ошибки, таможенный представитель несет ответственность. А кто несет ответственность, когда сделка проходит за «печатью клиента»? Ответ очевиден. Уголовное дело и административное производство пойдет в отношении участника ВЭД

Теперь обратимся к логистическим компаниям. Там тоже зачастую «дешево и сердито» выходит «дорого и плохо». Например:

  1. Мелкий экспедитор, как правило, не страхует груз клиента. Это затратная процедура, а страховые компании дают скидки при больших портфелях. Чем это чревато объяснять не надо.
  2. Другой вопрос, когда страховка есть у импортера, но она выплачивается только при использовании перевозчиков с полисом ответственности. Понятно, что в нашем случае, там нет даже ОСАГО, а не то что страхования ответственности перевозчика.
  3. Экономящие на всем экспедиторы нанимают самых дешевых перевозчиков. Да, они готовы поехать в Москву за стоимость солярки, но гарантий нет никаких. В лучшем случае, они просто сломаются, потому что, техобслуживание они в принципе не проходят, и приедут на неделю позже, а в худшем, водитель, не справивишись с неисправной машиной уедет в кювет.
  4. Следующая опасность от дешевых перевозчиков – криминал. Водитель, не получающий месяцами зарплату, может решить добрать недостающее из кузова или контейнера. Вся Тверская область усеяна сервисами, где умельцы за 15 минут снимают двери с контейнера, не нарушая пломб, выгружают несколько «лишних» паллет, и закрывают обратно. Товара нет, спросить не с кого.

Если говорить о «жизненных примерах», то, к сожалению, их предостаточно. Вот из последнего.

ООО «Потерпевший» доверил таможенное оформление своего груза компании «Т». (Таможенный представитель, включен в Реестр ФТС).Товар ткань в рулонах. По итогу декларирования таможенный представитель вместо квадратных метров в ДТ указал погонные, следствием чего было возбуждение в отношении него дела об АП по ст. 16.2.1. Также таможенный представитель не смог/не захотел ходатайствовать перед таможней о неизъятии груза. В результате таможней была изъята часть груза (незадекларированного) и помещена на СВХ. Расходы по хранению за 52 дня, составят  135000 руб. А это уже чистые затраты клиента. Далее таможенный представитель получит от таможни постановление со штрафом в сумме исходя из стоимости товара полтора-два миллиона руб. А это уже тянет на уголовную статью. Понятно, что Представитель такие суммы будет отсуживать, а значит, пока будет тянуться арбитражный процесс, груз останется в залоге на СВХ, где каждый день хранения стоит 1700 руб, что опять составит чистые затраты клиента. В интересах клиента название компании импортера изменено.

Вывод простой: За качество, безопасность и скорость нужно доплачивать, как в автопроме). Проблемы же стоят недорого.

            Повышенные обязательства.

Налицо тенденция цивилизации рынка услуг в сфере ВЭД и таможенного дела. Высокопрофессиональные компании указанной сферы поддерживают стремление таможенной службы постепенного категорирования участников ВЭД и профессионалов, включаемых таможенной службой в Реестры ФТС.

На наш взгляд, создание преференций в скорости проведения мер госконтроля и минимизации применения рисков к добросовестным участникам рынка создает положительный эффект развития рынка услуг. В система мотивирует участников быть профессиональней и лояльней к клиентам, и в тоже время усиливает контроль над «серыми игроками» и «однодневниками».

Более того, понимая, что в тендерных отборах крупные импортеры и экспортеры в большинстве своем обращают внимание, как на наличие системы менеджмента качества, так и на членство в профессиональных сообществах, как принято в странах развитых экономик. Если ты -профессионал, это означает, что ты соответствуешь высшим стандартам и принят профессиональным сообществом.

Более того, сегодня бизнес идет на опережение по применению категорирования и понимания того, что рынок услуг нуждается в наличии стандартов и обязательном следовании им, а в полном смысле в самоорганизованности и самоконтроле. Так Минюстом зарегистрирована первая в стране саморегулируемая организация таможенных представителей и подобное объединение готовиться к регистрации в сфере международного экспедирования, а также обсуждается введение саморегулирования уполномоченных экономических операторов Профессиональный бизнес при этом надеется, что и участники ВЭД, и госорганы будут относиться к подобному сообществу с высшим уровнем доверия. Ведь саморегулирование подразумевает дополнительные гарантии перед клиентом и государством через механизмы действия компенсационного фонда, жесткого контроля внутри сообщества за соблюдением стандартов и правил всеми его участниками. Круговая порука в самом лучшем проявлении этого свойства, когда один за всех и все за одного.

Бизнес надеется, что государство оценит инициативу добровольного повышения уровня ответственности и со временем отнесет такие объединения к самым благонадежным, что повлечет за собой повышение статуса добросовестности ведения бизнеса и снижение мер госконтроля по системе рисков госорганов.

Статистика ВЭД.

Недавно мы решили оценить распределение доли рынка в условиях кризисных явлений в экономике и внешней торговле страны. Радует показатель в 46%, приводимый Федеральной таможенной службой по описывающий долю деклараций, оформленных таможенными представителями в 2015 году. Это уровень практически совпадает с устойчиво сложившимся  в последние годы. Пока еще трудно оценить реальный уровень доли развивающегося института уполномоченных таможенных операторов, который в 2014 году подтягивался к отметке в 1%.В любом случае, это что доверие к профессиональному сообществу таможенных представителей находится на прежних высотах.

         Доля ТП

           Роль профессионального объединения.

Если оценить параметры декларационного массива северо-запада, то статистика указывает на уверенную долю профессионального сообщества Гильдии «Гермес». Так в ТОП-20 крупнейших таможенных представителей региона входят 11 членов Гильдии Гермес с общим показателем 53% Среди них первое место у ООО «Восход», а в первой двадцатке прочно занимают места «Транс-Бизнес Брокер», «Тандем» ГК «Статут», «Бадис», «СЗТК», «МТТ», Балтика-Транс», «Константа», «Лакор» и Квинбергер». Если рассматривать статистику по Балтийской таможне, то тут доля Гильдии еще весомее -57%.

Цифры говорят сами за себя. Профессионалы думают о Клиенте, и дорожат своей деловой репутацией. Естественно, что такое качество стоит дороже. И вполне заслуженно.

Доля Гермеса

Роман Козлов

Член правления Ассоциации СРО «НОТП»

Директор НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС»