Национальное объединение таможенных представителей

Правительственная комиссия в Морском порту «Большой Порт Санкт-Петербург»

   11 декабря 2016 года состоялось событие, которое может стать важной вехой по изменению условий работы участников ВЭД в Морском порту «Большой Порт Санкт-Петербург».

В заседании приняли участие государственные чиновники высокого уровня: заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Воскресенский С.С., заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в СЗФО Травников А.А., заместитель Министра транспорта Российской Федерации – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Олерский В.А., заместитель руководителя ФТС Давыдов Р.В.. В совещании принимали участие представители ведущих компаний задействованных в процессах обслуживания контейнерных грузов в порту: представителей крупнейших линейных перевозчиков, контейнерных терминалов, экспедиторов и таможенных представителей.

1 3C1A0837
Совещание проходило на территории терминала КТСП, руководство которого не только предоставило площадку для дискуссии по выработке решений, способствующих ускорению прохождения внешнеторговых грузов через порт, но и организовало экскурсию по терминалу в зону обработки судов, таможенного досмотра грузов, и документального оформления товаров. Участники совещания смогли увидеть реальный производственный процесс грузооборота в порту, а также его документального оформления, как со стороны порта, так и со стороны таможни.

Достаточно плодотворно прошло посещение ОТО и ТК т/п Гавань, где сотрудники таможни отвечали на вопросы, связанные с существующей технологией оформления, и фактически показали в режиме реального времени все этапы работы отдела таможенного оформления от присвоения номера ДТ до выпуска товара в свободное обращение и снятия его с учета товаров в зоне таможенного контроля на терминале.

2 3C1A0920
После обсуждения вопросов технологий в области таможенного оформления с оперативным составом Балтийской таможни, участники встречи продолжили совещание по вопросу ускорения оформления грузов в морских портах. Как выяснилось, данный вопрос требует компетенции правительства Российской Федерации.

В ходе совещания была приведена статистика Всемирного Банка, в соответствии с которой Россия занимает 170 место в рейтинге по уровню развития международной торговли.

http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia#trading-across-borders

Выполняя майские указы Президента РФ Путина В.В., Правительство старается поднять рейтинг России в глазах международных инвесторов. Безусловно, одними только встречами с предпринимателями в корне упростить ведение внешней торговли не удастся, но в глазах чиновников читался живой интерес разобраться в ситуации и тревога из-за отсутствия готового сценария взаимодействия различных государственных контролирующих органов (ГКО). Так, например, проблема унификации электронной подписи (ЭП), которая позволяет подавать документы в любое ГКО в электронном виде при оформлении грузов в морских портах остается не решенной уже несколько лет, несмотря на то, что этот вопрос неоднократно поднимался на уровне правительственных чиновников.

Все ГКО должны иметь возможность использования ЭП друг друга, что избавит участников рынка от необходимости оформлять ЭП в каждом ведомстве отдельно. По мнению, высказанному в ходе совещания в Санкт-Петербурге, единый центр аккредитации ЭП должно создать Минкомсвязи.

Если по времени оформления документов при ВЭД наша страна отстает от стран Европы и Азии на несколько процентов, то по уровню расходов на прохождение границы и таможни, как в импорте, так и экспорте, мы значительно вырвались вперед. Причем, самые высокие расходы в морском порту «Большой порт Санкт Петербург».

Чиновники из Москвы аккуратно намекнули на завышенные ставки линий и терминалов, представители которых присутствовали на встрече. Линии (MSC и OOCL) и терминалы (КТСП) сослались на то, что ставки конкурентные. Природу валютных ставок на ПРР объясняли наличием валютных кредитов.

3 3C1A0988
Руководитель Балтийской таможни пресек попытки обвинить таможенный орган в излишних расходах участников ВЭД. Сергей Борисович пообещал, что количество досмотров не будет превышать 5% от всех контейнерных грузов в импорте. Тем не менее, необходимо учитывать наличие досмотров по линии Россельхознадзора, а также осмотры «по инициативе участников ВЭД»?

3c1a0992
Директор по логистике ГК Аривист К.Б. Александров предложил положить конец практике, когда договоры на погрузо-разгрузочные работы своих грузов в порту компании вынуждены заключать с агентами морских линий, не напрямую с терминалами. Такой подход позволит снизить расходы участников ВЭД на 7-10% и быстрее приведет к переходу на рублевые тарифы терминалов за услуги по хранению и досмотры. Агенты иностранных линий зарабатывают на транзите денег по оплате возмещаемых расходов. Чем больше расход грузовладельца в порту, тем выше прибыль агента! Но, как стало видно из дискуссий на совещании, терминалы предпочитают ждать пока вопрос перевода тарифов в рубли, и расширение участников договора с терминалами, не станет предметом разбирательства Федеральной Антимонопольной службы.

Главным итогом совещания стало понимание всех участников, что с изменением ситуации медлить больше нельзя!

Александров К.Б.

По материалам, представленным Директором по логистике ГК «Аривист» К.Б. Александровым