Категорирование участников ВЭД и внедрение саморегулирования в сфере таможенного дела, как мощный толчок к эффективному регулированию государством международной торговли. Роль профессиональных объединений в совершенствовании ВЭД»
Буксующие реформы
Профессиональное сообщество, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела и ВЭД, поддерживает начатое в 2013 году федеральной таможенной службой России поэтапное введение категорирования участников ВЭД в рамках системы управления рисками.
ФТС сначала называли субъектно-ориентированный подход, затем начали говорить о его качественном перерождении в субъектно-дифференцированную модель СУР.
К нашему сожалению, ребенок не растет. Развития не получается.
В итоге сегодня мы имеем более-менее отлажено действующий «отраслевой» механизм категорирования.
«Отраслевой» подход строится на основе заявительного порядка и применяется при анализе деятельности лиц, осуществляющих производственную деятельность, в том числе промышленную сборку транспортных средств, импорт мясной продукции; импорт рыбной продукции; экспорт продукции собственного производства.
По признанию руководства таможенной службы «отраслевой» поход, ввиду малого количества таких организаций являются скорее моделью взаимоотношений бизнеса и таможни, так как результаты деятельности не влияют на условия работы участников ВЭД в целом.
Показательный пример:
Когда в 2013 году начинал действовать приказ по категорированию товаров 02 группы «Мясо и мясопродукты» руководство ФТС заверило, что при положительных результатах такого подхода критерии отбора для участников будут понижены.
Критерии 10 млн. уставной фонд организации и вход по рекомендации специализированного объединения с 30% долей рынка, по сути создали монополию, которой такое положение дел «играет на руку».
В течение года мы доказывали в ФТС, что на рынке импортеров мясной продукции существует большое количество добросовестных, для которых установленные регулятором критерии непреодолимы.
В остальных случаях мы имеем дело с «Автоматическим категорированием»
Автоматическое категорирование применяется при анализе деятельности всех организаций, осуществляющих импорт товаров:
— При анализе используются 7 нижеперечисленных информационных ресурсов:
база данных деклараций на товары, база данных валютного контроля, база данных «Задолженность участников ВЭД», Центральный реестр субъектов ВЭД, АИС «Правоохрана», КПС «Постконтроль», ИАС «Тарифы-1».
— 43 критерия разбиты на 2 группы: общие показатели деятельности участника ВЭД, критерии результатов таможенного контроля
Что имеем:
«плюсы»
— процесс реформирования СУР – формирование новых «правил игры»
«минусы»
— искажение международного подхода СУР с упором на безопасность на уклон на стоимостные показатели товаров
— закрытость процесса совершенствования СУР и оторванность от реального бизнес-процесса. Это означает, что формирование новых «правил игры» происходит без учета мнения профессионального бизнеса, сами правила непрозрачны
— после первых прогрессивных шагов в направлении совершенствования категорирования наблюдается длительный застой
— конкуренция таможенных служб в рамках Евразийской комиссии. Проблемы приведения условий во всех таможнях к общему знаменателю выходят на передний план. Бизнес этим сильно обеспокоен и формулирует свою проблему просто: почему нам в России тяжело, а в Казахстане хорошо, сделайте так же хорошо в России или так же плохо, как у нас — везде.
Предложение:
Взять ускоренный темп на продолжение построения системы категорирования в рамках СУР с учетом предложения профессионального сообщества
Профессионалы за скорейшее внедрение категорирования
Государственный контроль постоянно ужесточается, тем актуальнее необходимо применение принципа «выборочности». Уже давно отсутствует возможность 100% досмотра товаров. (Не позволяют объемы и скорость перемещения товаров). Увеличение количества контрольных функций приводит к потере скорости логистики, а значит к удорожанию, и как следствие, к потере конкурентоспособности.
Профессиональный бизнес выступает за скорейшее внедрение категорирования, видя в этом самое эффективное средство в борьбе с «серыми брокерами», недобросовестными конкурентами и клиентами.
Как, мы себе это видим.
Усилиями Гильдии «Гермес» в России создана Ассоциация Саморегулируемая организация «Национальное объединение таможенных представителей».
Основной целью проекта является создание, если хотите, элиты профессионалов, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. И соответственно ряд подзадач: борьба с «серыми брокерами» и недобросовестной конкуренцией на рынке услуг.
Члены СРО принимают на себя «повышенные обязательства» разрабатывая профессиональные стандарты и контролируюя их исполнение. Создание дополнительных финансовых гарантий перед государством и клиентами через формирования компенсационного фонда и принципа круговой поруки.
У СРО, в свою очередь, появляются более современные и действенные юридические возможности регулирования деятельности через:
— право законодательной инициативы
— право наложения вето на нормативные акты, несоответствующие стандартам СРО
— обязанность защищать интересы своих членов в суде.
Таким образом, мы будем решать вопрос о внесении участников СРО в категорию самых добросовестных участников ВЭД для контролирующих органов.
Вывод:
Участники СРО должны войти в группу самой низкой степени риска. По сути, это высшая категория добросовестности в системе категорирования. Это означает, что к участникам должны применяться минимальные меры госконтроля.
При такой схеме работы грузы участников СРО должны будут оформляться быстрее и дешевле, чем у остальных. Это создание экономической основы для потери выгоды оформления «в серую», когда процесс будет содержать максимум контрольных функций со стороны ГКО, а это вяло и дорого.
Таким образом принципы категорирования и выборочности перераспределят нагрузку контроля на «серый сегмент рынка»
Член Совета Ассоциации СРО «НОТП»
Роман Козлов