Национальное объединение таможенных представителей

О саморегулировании

Российскому бизнесу хорошо известны три основные проблемы, которые мешают его развитию. Непреодолимые административные барьеры , коррупция и недобросовестная конкуренция на рынке — вот главные препятствие для тех, кто хочет работать открыто, честно и с требуемым сегодня уровнем качества выполняемых работ.

Все эти задачи призван решить институт саморегулирования , который начал бурно развиваться в России с принятием закона «О саморегулируемых организациях».

Весьма показательно, что первый законопроект о СРО внесли в Госдуму РФ еще в 2003-м, но приняли закон лишь четыре года спустя. При этом в парламенте шла нешуточная борьба по каждой статье законопроекта. Чиновничий аппарат первым осознал, что введение института саморегулирования достаточно быстро обернется для него потерей влияния и теневых доходов.

Основополагающим принципом саморегулирования является самостоятельный контроль бизнес-сообщества за соблюдением принятых им стандартов ведения бизнеса. Законодательно закрепляя создание СРО, государство передало им свои функции контроля, поэтому очевидным плюсом саморегулирования является снижение административного давления на бизнес.

Еще одним несомненным преимуществом системы саморегулирования являются значительно большие возможности при взаимодействии с государством. Саморегулируемая организация, являясь объединением субъектов рынка, – более серьезный партнер для государственных органов, чем отдельно взятое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Существенно также, что правила и стандарты, СРО учитывающие нюансы бизнеса ее участников, способствуют увеличению качества предлагаемых заказчику услуг, а вступление в СРО в соответствии с жесткими требованиями, предъявляемыми к кандидатам, создает заслон для проникновения на рынок недобросовестных предпринимателей.

Из сказанного вытекает, что саморегулирование – это регулирование субъектами рынка своей деятельности и контроль над соблюдением установленных ими же правил. При этом страховой фонд СРО материально защищает заказчика и третьих лиц от причиненного ущерба, а члены СРО коллективно отвечают за одного, допустившего ошибки в работе, причем отвечают деньгами.

Несомненно и то, что накал страстей в сфере саморегулирования наглядно свидетельствует о том, что оно затронуло интересы весьма влиятельных кругов, во всех областях бизнеса. Российские предприниматели осознали, что саморегулирования является сегодня именно тем инструментом, который способен решить жизненно важные проблемы дальнейшего развития рынка.

Доказательством тому может служить тот факт, что сегодня саморегулирующие организации созданы в широчайшем диапазоне российского бизнеса, начиная от строительства и до оказания медицинских услуг. Российские СРО не только активно и у спешно работают сейчас, развивая свой бизнес, но и ведут одновременно серьезную работу по совершенствованию законодательной базы в области саморегулирования.