Национальное объединение таможенных представителей

Сергей Молоканов о СРО таможенных представителей: «Если мы хорошо все объясним, если мы сможем все аргументировать и доказать, думаю, что нас многие поддержат»

Институт таможенных представителей (брокеров), имеющий в цивилизованном мире высокий статус, позволяющий обеспечивать и соблюдать баланс интересов участников международной торговли и государственных органов, контролирующих экономику, в России до настоящего времени испытывает, мягко скажем, неприветливое отношение со стороны государственного регулятора. Не так давно стало известно, что таможенные представители изъявили желание изменить сложившуюся систему взглядов в отношении их деятельности.

Инструментом, который способен повлиять на развитие рынка услуг таможенных брокеров, был выбран институт саморегулирования. Этот вектор в развитии и регулировании экономики было неоднократно обозначен как премьер-министром, так и президентом в ряде публичных выступлениях, что нашло свое отражение в ряде законодательных актах.

О том, как объединение в СРО отразится на условиях осуществления внешнеэкономической деятельности, какие недостатки существуют в сегодняшней системе работы таможенных представителей, а также есть ли поддержка идеи со стороны власти, Информационный портал побеседовал с представителем инициативной группы ведущих участников ВЭД, являющихся авторами инициативы формирования института саморегулирования в сфере таможенного дела – Сергеем Молокановым, председателем отраслевого отделения по таможенному делу Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

– Как вы пришли к идее написать проект закона о СРО таможенных представителей?

На сегодняшний день таможенные представители – самые незащищенные участники внешнеэкономической детальности. Потому, что тот «входной билет», который предлагает нам «купить» таможенная служба, выглядит так: 1 млн евро мы должны иметь в качестве обеспечения, чаще всего это банковская гарантия, плюс на 20 млн рублей мы обязаны застраховать свою деятельность. Также существуют условия, согласно которым мы должны иметь в штате не менее двух сотрудников имеющих аттестат специалиста по таможенному оформлению. Естественно, оплата труда специалистов с такими дипломами значительно возрастает.

И вот со всем этим запасом мы приходим в ФТС и говорим, разрешите нам осуществлять таможенное оформление грузов. Они нам разрешают, но на тех же условиях, что и фирмы, занимающиеся растаможиванием собственных грузов, без внесения огромных средств, в фонд обеспечения. И мы стоим в общей «очереди», вместе со всеми. К примеру, только у типичного таможенного представителя может быть и 200 деклараций в день, а у рядового импортера – одна.

При этом, до сих пор существует диспропорция в области соотношения прав, ответственности и риска. Не смотря на ряд оптимизационных новелл в таможенном законодательстве, таможенные представители имеют высокий шанс лишиться права деятельности как при технической ошибке, так и за счет того, что импортер не предоставил достоверные данные брокеру.

В результате, в группе наиболее социально ответственных компаний, имеющих стаж работы на рынке соизмеримый со временем существования таможенных органов в современной форме организации, пришла идея заняться проработкой закона о саморегулировании и одновременно сформировать саморегулируемую организацию в соответствии с базовым законом о СРО (как площадку для развития), чтобы попытаться с ФТС России совместно, как с безусловным регулятором рынка, выстроить конструктивные отношения. Эти отношения, главным образом, должны позволить создание атмосферы возможности взаимного доверия.

Есть несколько вариантов формирования института СРО, в базовом варианте мы предлагаем таможенной службе совместно с ними вести реестр таможенных представителей, предоставить ТП право по своему желанию использовать финансовое обеспечение деятельности ТП (гарантия на 1 млн. евро) в качестве финансового обеспечения (Генеральной гарантии) по другим конкретным операциям, как например: условный выпуск ДТ с обеспечением, обеспечение при перевозке в режиме таможенного транзита и т. д.

Расчет зависимости размера финансового обеспечения от размера обеспечивающих платежей проводить с учетом понижающих коэффициентов связанных с риском возможности наступления неуплаты (ст. 5.6 Генерального приложения к Киотской конвенции). Здесь предлагается использовать банковскую технологию оценки рисков не возврата кредитов.

Ввести в практику взаимодействия таможенных органов с бизнес-сообществом заключение меморандумов о взаимопонимания (ст. 6.8 Генерального приложения к Киотской конвенции) с профессиональными объединениями ТП. В рамках таких меморандумов предусмотреть направление от профессионального объединения в адрес таможенного органа ежегодного обзора с оценкой практики таможенного администрирования. При оценке деятельности таможенных органов и должностных лиц таможни со стороны бизнеса обеспечить представительство от ТП или их профессиональных объединений в количестве не менее 50% от численного состава участников таких опросов. Это предложение обеспечивает взаимную выгоду как государству в целом, так и добропорядочным участникам рынка.

Сегодня ситуация другая: Институт Таможенных представителей недооценен.

При этом стоит учесть, что риски и издержки у нас просто громадные, также мы несем налоговую и социальную нагрузки, и так далее. И что мы за это получаем в качестве бонуса? Ничего.

Мы решили, что в СРО по базовому закону на данном этапе у нас будет 25 компаний. В перспективе – СРО, в свою очередь, будет отвечать за своих участников перед ФТС, налагая санкции вплоть до исключения ( и тем самым – лишения права деятельности).

В случае принятия отраслевого закона оптимизируются финансовые схемы обеспечения деятельности таможенных представителей в вопросе допуска к работе, предоставления гарантий и страхования. Даже элементарные экономические модели показывают оптимизацию затрат брокеров на уровне 80% к существующим в течении нескольких лет, при сохранении и, даже, увеличения уровня ответственности перед клиентами и государством. Тем самым мы, увеличивая запас средств, формируя эту денежную подушку, снимем часть трат и часть обременений с участников СРО, а также уменьшим стоимость таможенного оформления. Это является мощным рычагом для борьбы с фактором «серого брокерства». А так же оптимизирует затраты участников ВЭД, что актуально в плане ВТО.

Есть и иная сторона. Мы знаем, что количество судов между ФТС России и брокерами имеет значительную величину. Бывает, по желанию отдельных чиновников суды или угроза ими превращаются в средство давления на брокеров и импортеров и источник коррупции. После формирования СРО, если настанет пора судиться с ФТС, в суд пойдет не какая-то конкретная компания, а обезличенное СРО, что обеспечит состязательность процесса, ведь ФТС всячески противодействует обращению в суд на представителей таможни.

– И, соответственно, будет создано национальное объединение СРО таможенных представителей?

В перспективе, весьма вероятно. Так как мы совместно с ФТС будем вести реестр таможенных представителей, соответственно в Службе уменьшится количество сотрудников. Сейчас же доходит до смешного, когда специальный человек, или даже целый отдел, смотрят на то, как банк написал банковскую гарантию и решают, подходит она им или нет.

– То есть вы хотите, чтобы избыточные функции государства взяли на себя отраслевики?

Именно так. Мы хотим сотрудничать. И теперь с этой идеей мы выходим на рынок. И, насколько я понимаю, мы попали в болевую точку, потому, что темой стали живо интересоваться журналисты, таможенные брокеры стали создавать некоммерческие партнерства. И мы видим, что это востребовано на рынке. И более того, я просто уверен, что и в ФТС России готовы к такому развитию событий.

– Знаю, что вы свою идею уже презентовали в Госдуме. Когда ждать результатов обсуждений проекта?

Я думаю, что вопрос этот будет долгим и сложным. Но мы должны пройти через это. И наконец, с рынком что-то сделать, потому что сейчас все бурно обсуждают тему, что после вступления ВТО будет сложно бороться с западными корпорациями и выживать, когда рыночной экономике России всего лишь 20 лет, и мы в ней как дети малые. А вот вьетнамцы вышли на рынок, примерно, с 1999 года. Они покупали тут компанию и спокойно работали в качестве таможенного представителя. Сейчас так работают японцы и их соотечественники идут к своим брокерам. Это те реалии, с которыми мы сталкиваемся каждый день.

– Как коллеги по отрасли отнеслись к идее? Кто-нибудь уже изъявил желание поучаствовать в развитии института саморегулирования?

В Петербурге существует Гильдия участников Внешнеэкономической деятельности «Гермес». Многие члены этой организации уже сказали, что войдут в образующуюся на базе некоммерческого партнерства СРО. Но я не могу сказать, что идея поддерживается без исключения всем бизнесом. Кто-то говорит о том, что это может увеличить платежи, кто-то хочет взять больше времени на раздумья, чтобы понять, чем это может обернуться. Но пока мы не начнем предпринимать усилия в этом направлении – мы этого не поймем.

Конечно, надо сначала договориться «на берегу», проработать идею детально. Учесть опыт изыскателей проектировщиков и строителей, посмотреть, с чем они столкнулись, какие «детские болезни» у них были, чтобы от них «привиться».

– А как насчет власти? Поддержка с ее стороны есть?

Нас довольно много Министерств и ведомств поддерживает – и Открытое правительство, и Минэкономразвития. Эльвира Сахипзадовна (Набиулина, председатель Центробанка – прим.) свое заключение написала, в бытность Министром, Андрей Рэмович (Белоусов, помощник Президента по экономическим вопросам – прим.) тоже благосклонно отнесся к проекту.

Да и Владимир Владимирович Путин высказывает надежду, что СРО станет одним из столпов сильного гражданского общества.
Конечно, я считаю, что ни в коем случае не стоит допускать повторения ошибок и очень важно не экстраполировать тренды и постоянно оглядываться назад, смотреть как было, улучшать паровоз, а развивать новые институты, которые и таможне то самой будут на руку.

– Можно прикинуть, сколько СРО появится на рынке?

Это зависит от того, как откликнется сам бизнес. Я думаю, что в крупных логистических районах, пограничных, например, на Балтике, во Владивостоке, наберется достаточное количество участников для создания СРО. Сейчас на наших плечах лежит некая миссионерская функция, просветительская. Если мы хорошо все объясним, если мы сможем все аргументировать и доказать, думаю, что нас многие поддержат. Если мы хорошо все объясним, если мы сможем все аргументировать и доказать, думаю, что нас многие поддержат.

Информационный портал «Всё о саморегулировании»