Доклад на тему «Саморегулирование таможенных представителей» Кошкарова Евгения Алексеевича, Руководителя Комитета НП «Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД» на Первой международной конференции «Использование инструментов Всемирной таможенной организации (WCO) в управлении цепями поставок в условиях Таможенного Союза»
1. Рост вовлеченности России в процесс мирового разделения труда как основной тренд развития экономики.
Начать свое выступление я бы хотел с небольшого макроэкономического наблюдения. Заключается оно в том, что существенной тенденцией развития российской экономики в течении последних 20 лет является рост вовлеченности России в мировую экономику. Для понимания этого факта мы подсчитали относительное увеличение внешнеторгового оборота России, прирост ВВП России и ВВП всего мира. Результат сравнительного анализа этих показателей говорит сам за себя. За период с 2004 по 2012 год торговый оборот вырос на 147%, ВВП России увеличился примерно на 33%, а мировой ВВП на 29%. Возможно, что конкретные цифры и недостаточно точны, но тенденция налицо: рост внешнеторгового оборота российской экономики в разы опережает рост российского ВВП. Из этого можно сделать очевидный вывод, что внешнеэкономическая деятельность в форме международной торговли является локомотивом развития всей отечественной экономики.
2. Роль таможенных представителей в инфраструктурном обеспечении функционирования экономики.
Абсолютные величины внешнеторгового оборота и относительные значения его роста говорят нам в первую очередь о количественных результатах международной торговли. О ее качественных показателях мы можем судить по другим индикаторам: по скорости исполнения внешнеторговых сделок, по скорости перемещения товаров, и в том числе, через места таможенного оформления, по доле транспортно-логистических расходов в конечной цене товара, по таким уже совсем мало осязаемым критериям как относительная прозрачность государственного администрирования внешнеэкономической деятельности.
На все эти факторы оказывают влияние помимо непосредственных самих сторон внешнеторговой сделки огромное количество профессиональных участников рынка услуг для внешнеэкономической деятельности: железнодорожных, авиационных, автомобильных перевозчиков, морских линий, экспедиторов, операторов транспортно-логистических комплексов, сюрвейеров, стивидоров, судовладельцов, судовых агентов, лоцманов, шипчандлеров и прочие, и прочие, и прочие.
Все эти компании, каждая в своей мере, обеспечивают потребности международной торговли и способствуют её развитию. Но одна группа профессиональных участников этого рынка, с точки зрения обеспечения качества и комфорта ведения внешнеэкономической деятельности, занимает особое место – это таможенные представители. И связано это в первую очередь с тем, что таможенный представитель является профессиональным посредником между участниками ВЭД и таможенными органами, которые в своем лице в значительной мере объединяют все формы государственного регулирования международной торговли.
Задача таможенного представителя заключается в том, чтобы по поручению импортера или экспортера и от его лица профессионально осуществить все таможенные формальности. При этом таможенный представитель несет солидарную с участником ВЭД ответственность за достоверность представляемых им сведений и за полноту уплаты таможенных платежей. Такая форма ответственности изначально исключает заинтересованность таможенного представителя в совершении каких-либо нарушений, обслуживании фирм-однодневок, участия в незаконных схемах.
Институт таможенного представительства в том или ином виде (таможенный брокер, таможенный агент) присутствует во всех экономически развитых странах мира.
3. Проблемы взаимоотношения таможенных представителей и ФТС.
Доступ заинтересованного лица к работе в качестве таможенного представителя осуществляет Федеральная таможенная служба России через включение его в соответствующий реестр.
Условием включения компании в реестр таможенных представителей являются выполнение ею следующих требований: иметь в штате аттестованных специалистов по таможенному оформлению, не иметь задолженностей по уплате таможенных платежей, заключить договор страхования гражданской ответственности перед своими клиентами на 20 млн. рублей и, самое главное, предоставить в ФТС финансовые гарантии уплаты таможенных платежей на сумму 1 миллион евро. Указанная сумма, либо в натуральном виде, либо в виде банковской гарантии, является входным билетом в этот бизнес.
Все эти условия, сами по себе, имеют достаточное экономическое и правовое обоснование. Тем не менее, существующая в настоящее время правовая конструкция регулирования деятельности таможенных представителей несет в себе внутреннее противоречие.
Это противоречие заключается в следующем. В силу объективных экономических причин задачи таможенной службы по регулированию внешнеэкономической деятельности входят в логическое противоречие с интересами международной торговли. Утрируя картину, можно сказать так: таможня стремиться усиливать свой контроль, бизнес хочет уменьшать свои издержки от этого контроля. Такая ситуация не является уникальным российским явлением, а, по сути дела, является общемировым феноменом. На устранение этого противоречия с целью развития мировой торговли и как следствие развития национальных экономик и мировой экономики в целом направлена Киотская Конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур». Концептуальной основой этой Конвенции является признание прав и интересов международной торговли и гармонизация их соблюдения при реализации прав и интересов таможенной службы.
В российской же практике обязанность представителя отстаивать перед таможенным органом интересы своего клиента — участника международной торговли находится в логическом противоречии с его зависимостью от таможни, которая через ведение реестра осуществляет допуск этого представителя к его бизнесу.
Абсурдность этой ситуации хорошо видна на следующем сравнении. Что бы осталось от состязательности уголовного процесса, если бы разрешение заниматься адвокатской деятельностью давали бы не автономные и независимые организация — коллегии адвокатов, а сама прокуратура, с которой такой адвокат потом вступал бы в состязание в кавычках.
Существующая правовая конструкция, в рамках которой регулируется деятельность таможенных представителей, формирует ситуацию их зависимости от таможни. Вследствие этого таможенные представители являются не представителями бизнеса в таможне, а как раз наоборот, представителями государственного органа в бизнесе.
Такая зависимость усугубляется непропорциональным соотношением между размером финансового обеспечения, которое нужно предоставить представителю, чтобы войти в реестр — 1 миллион евро, и размером административного наказания за возможную ошибку — 250 000 рублей, после которого ФТС исключает представителя из реестра. Это соотношение в пропорции 1 к 160 очевидно несправедливо.
На фоне такого очевидного зависимого и подчинённого по отношению к таможне положения таможенных представителей буйным цветом развивается такое явление как «серые брокеры». Так принято называть компании, которые, не имея формального статуса таможенного представителя, фактически оказывают его услуги. Эффективность их бизнеса зиждется на простой экономической модели: не неся риски и издержки легального бизнеса, «серый брокер» может предложить на рынке более конкурентные цены. И такие предложения всегда находят свой спрос, создавая инфраструктурную поддержку для различных схем уклонения от уплаты таможенных платежей.
По состоянию на середину 2013 года доля деклараций оформляемых таможенными представителями составляет 46%. Для сравнения в 2008 году эта доля составляла 65%, а в США этот показатель превышает 99%. Конечно, экспортеры или импортеры вправе самостоятельно совершать таможенные операции. Тем не менее, у нас есть все основания утверждать, что таможенное оформление существенного количества поставок находится в «серой зоне».
Еще одно уродливое явление российского рынка услуг таможенных представителей, процветающее в условиях зависимости этого рынка от таможенной службы, — это конкуренция участников этого рынка за административный ресурс, которая подменяет собой естественную экономическую конкуренцию.
Все перечисленное приводит в итоге к развитию коррупции, росту издержек при осуществлении внешнеэкономической деятельности, потаканию непрофессионализма и административного произвола.
4. Основные принципы саморегулирования таможенных представителей.
При этом государство и бизнес-сообщество давно выработали оптимальный механизм развития, координации и контроля той или иной отрасли.
В Министерстве экономического развития существует специальный департамент «Государственного регулирования экономики», значительная часть деятельности которого посвящена развитию направления саморегулирования профессиональных сообществ. Можно сказать, что это один из приоритетных путей повышения эффективности российской экономики, обозначенных государством.
Учитывая эту практику, мы полагаем, что подход к регулированию деятельности таможенных представителей должен быть изменен. Из всех возможных способов создания устойчивых и справедливых условий развития данного института наиболее оптимальным представляется введение института саморегулирования деятельности таможенных представителей. Мы внимательно проанализировали Закон «О саморегулируемых организациях» и полагаем, что все его базовые конструкции применимы к деятельности таможенных представителей.
Кратко, механизм саморегулирования нам видится в следующем виде:
- Основанием для ведения деятельности в качестве таможенного представителя является членство компании в одной из СРО таможенных представителей.
- Реестр таможенных представителей ведет СРО и передает соответствующую информацию ФТС России.
- Ведение реестра СРО таможенных представителей осуществляет ФТС России.
- СРО выступает перед таможенной службой поручителем за выполнение своим членом финансовых обязательств по уплате таможенных платежей.
- Финансовые гарантии обеспечиваются компенсационным фондом, формируемым за счет взносов каждого члена СРО в денежной форме на сумму 1 500 000 рублей и в форме банковской гарантии на сумму 20 000 000 рублей. В состав СРО входят не менее 35 таможенных представителей.
- СРО разрабатывает стандарты и правила осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности и контролирует их соблюдение.
- СРО применяет меры дисциплинарного воздействия, в отношении своих членов вплоть до исключения их из СРО.
5. Ожидаемый положительный эффект.
А теперь о том положительном влиянии на государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и на сам внешнеэкономический бизнес, которое мы прогнозируем получить после введения саморегулирования таможенных представителей.
5.1. Усиление финансовых гарантий перед государством.
В рамках саморегулирования гарантом выполнения обязательств по уплате таможенных платежей выступает уже не отдельная компания, а профессиональное бизнес-сообщество, которое отвечает по этим обязательствам своими вкладами в компенсационный фонд. Как известно из всей истории человечества, принцип солидарной ответственности всегда был лучшей гарантией от любых нарушений установленных правил.
В предлагаемой нами конструкции минимальный объем совокупного поручительства СРО составляет 738 500 000 руб., что существенно превышает риски таможенной задолженности таможенных представителей, исходя из статистики последних лет.
5.2. Борьба с «серыми брокерами»
Введение саморегулирования повысит авторитет таможенных представителей в таможне, улучшит работу их по отстаиванию интересов своих клиентов, создаст за этот счет экономические преимущества перед «серыми брокерами». Все это будет стимулировать участников рынка обелять свою деятельность и становиться членами в СРО.
5.3. Улучшение собираемости таможенных платежей.
Рост количества деклараций оформляемых таможенными представителями увеличит достоверность декларирования товаров, что по нашим оценкам повысит уровень собираемости таможенных платежей. Также уменьшится объем не взысканных платежей, так как по «брокерским» декларация платежи собираются всегда.
5.4. Дебюрократизация внешнеэкономической деятельности.
После введения саморегулирования целесообразность и успешность работы представителя уже будут определяться качеством предоставляемых им услуг и его репутацией в профессиональном бизнес-сообществе. А само бизнес-сообщество будет учиться нести ответственность за своих членов. В результате введения саморегулирования данный сегмент экономики начнет регулироваться экономическими, а не административными рычагами.
5.5. Борьба с коррупцией.
Освободив таможенного представителя от административной зависимости от таможенных чиновников, мы в значительной степени ликвидируем экономическую основу коррупционных проявлений в этой области.
5.6. Повышение эффективности таможенного администрирования.
Освобождение ФТС от государственной функции ведения реестра таможенных представителей приведет не только к сокращению численности аппарата таможни и к экономии бюджетных средств, но, самое главное, таможенная служба избавиться от несвойственной ей, как государственному контролирующему органу задачи. Это будет полностью согласоваться с наметившимся процессом делегирования различными органами государственной власти отдельных не свойственных им функций и полномочий. По нашему мнению, избавление ФТС от второстепенных функций и задач позволит ей сосредоточить всю свою деятельность на таможенном контроле и значительно повысить его эффективность.
5.7. Улучшение качества услуг для участников ВЭД и улучшение инвестиционного климата.
Соблюдение в своей работе единых правил и стандартов несомненно улучшит качество предоставляемых таможенным представителем услуг. Разработка в рамках СРО таких правил и стандартов будет способствовать широкому распространению наиболее успешного и передового опыта, внедрению внутреннего аудита. При этом соблюдение профессиональных правил и стандартов будет обязательным условием осуществления деятельности таможенных представителей. Ведь в случае их нарушений таможенный представитель может быть исключен из СРО и, соответственно, лишиться возможности осуществлять эту деятельность. Это ключевое отличие предлагаемой нами модели от добровольного объединения таможенных представителей в профессиональные ассоциации и союзы.
Повышение качества своих услуг и повышение своей защищенности перед таможенными органами позволит более эффективно удовлетворять потребности субъектов международной торговли. Это в свою очередь повысит инвестиционную привлекательность российской экономики, поскольку сложность и непрозрачность таможенного администрирования традиционно является объектом критики участников ВЭД.
5.8. Снижение издержек для участников ВЭД.
Отход от принципа конкуренции за счет административного ресурса приведет к конкуренции на основе сокращения издержек. Ликвидация административной зависимости ликвидирует коррупционную составляющую в цене издержек на оказание услуги. Все это приведет к значительному сокращению стоимости услуг на таможенное оформление и как следствие сократит общие издержки российского бизнеса связанные с ведением внешнеэкономической деятельности. Это позволит выйти на рынок внешнеэкономической деятельности большему количеству малых и средних компаний. Мы полагаем, что в случае принятия новых правил регулирования в России будет не менее 7 СРО с последующим их увеличением до 10-15. Это будет способствовать конкуренции между этими саморегулируемыми организациями.
5.9. Снижение издержек для таможенных представителей.
За счет внедрения коллективной ответственности финансовая нагрузка на каждого члена СРО существенно сократится, по нашим расчетам, до 5,6 млн. рублей уже на пятом году деятельности. Экономической основой такой экономии являются более низкие ставки кредитных и страховых компаний по банковским гарантиям и страховым договорам для членов СРО, на которые они по итогам предварительных переговоров готовы пойти. Банки и страховщики уже сейчас оценивают свои риски в работе с членами СРО как более низкие.
Обмен интеллектуальными ресурсами и наиболее эффективными технологиями в процессе создания и соблюдение правил и стандартов позволит членам СРО повысить свою коммерческую эффективность.
Устранение бизнес конфликтов между членами СРО в третейском суде значительно оздоровит атмосферу конкурентной борьбы на рынке таможенных представителей.
Членство в СРО повысит защищенность собственного бизнеса через право СРО представлять и защищать интересы своих членов в государственных органах и судах.
Право СРО участвовать в обсуждении законов и нормативных актов повысит качество принимаемых в таможенной области документов.
6. Саморегулирование как индикатор социальной зрелости бизнеса.
Идея введения саморегулирования института таможенных представителей в той или иной форме обсуждается в бизнес-сообществе уже два года. Основным спорным моментом в этой дискуссии является вопрос готовности самих таможенных представителей к объединению в форме саморегулирования. Многие скептики такого объединения указывают на незрелость этого сегменты рынка и на неготовность его участников добровольно брать на себя дополнительные обязательства при вступлении в СРО. Также звучат голоса о преимуществе государственного регулирования как меньшего зла по сравнению с возможной анархией. Такие позиции по сути дела является проявлением инфантилизма и патернализма в бизнесе по принципу: вот приедет барин, он всех рассудит. По нашему мнению, институт таможенных брокеров-представителей, который в этом году отметил свой двадцатилетний юбилей, просто обязан выдержать экзамен на экономическую и социальную зрелость и ответственность.
Исходя из этого постулата, группа наиболее активных и ответственных членов Некоммерческого Партнерства «Гильдия профессиональных участников ВЭД» приняла решение о создании саморегулируемой организации таможенных представителей на основе базового закона «О Саморегулируемых организациях». Мы уверены, что успешная реализация этого совместного бизнес-проекта позволит не только развеять сомнения скептиков, но и принесет нашим компаниям дополнительные конкурентные преимущества и дополнительные коммерческие выгоды.